Направления прорыва
Россия выбрала суверенный путь развития, и этот выбор должен быть обеспечен как идеологически, так и экономически. Все понимают, что нашей стране необходим технологический прорыв. Но какие приоритеты выбрать? На каких отраслях сосредоточить усилия? Мы предлагаем взять за основу отечественные наработки «двойного назначения» — применимые как в гражданской, так и в военной сферах. Это позволит сконцентрировать ресурсы и оптимизировать затраты.
Попутно решаются важнейшие социальные задачи, поскольку уже сегодня на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) трудится до 2 млн человек. Одно новое рабочее место в ОПК создает от 2 до 30 мест в смежных отраслях. Причем в высокопроизводительных инновационных направлениях.
Предлагаются следующие «направления прорыва»: технологии безопасности (технологии мониторинга и прогнозирования окружающей среды, кибербезопасность и др.); энергетика (ядерная и термоядерная, энергоэффективность и т.п.); робототехника и искусственный интеллект; медицинские и биотехнологии; двигателестроение, авиация и космос; технологии композитных и наноматериалов и др. Возможны варианты.
Отвечая на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ, надо держать в уме ответ КТО будет это ДЕЛАТЬ… Для обеспечения решения задачи технологического прорыва нужна альтернативная доминирующей ныне ЕГЭ-системе — «двухскоростная модель» образования. В качестве «технологии сосредоточения» предлагается начать с реформы естественно-научного сектора средней школы, вузов и университетов России.
Вспомним известную фразу Бисмарка: «Битву при Садове выиграл школьный учитель». Предлагаемая ниже система мер, по мнению авторов, позволит России выиграть подобную битву на полях интеллектуальных — и не только — сражений. А они не только предстоят — они уже идут.
Формирование системы физматшкол и интернатов
Сначала немного о проблемах образования.
Уровень преподавания и знаний учеников в естественно-научных дисциплинах катастрофически упал. Ситуацию с образованием в этом секторе средней школы пора обсуждать в категориях «угрозы национальной безопасности».
Нынешняя ЕГЭ-система обучения в школе ориентирована на выращивание усердного зубрилы, но не на формирование талантливой личности, способной самостоятельно думать и творчески созидать. Как результат — резко снизились уровень набора в технические вузы и качество подготовки выпускников.
Что делать? В качестве прорывной «технологии сосредоточения» в этом секторе образования предлагается сконцентрировать усилия на возрождении и развитии системы специальных физико-математических школ, интернатов и лицеев. Она должна стать базовым элементом национальной системы элитарного образования, направленного на выявление и продвижение талантов — от детского сада (да-да!), школы, вуза и в конечном итоге — до КБ, НИИ и производства. По сути, речь идет о создании сквозной, от школы до НИИ и промпредприятий, системы воспроизводства научно-инженерной элиты страны — профессионалов высшего уровня: ученых и инженеров, конструкторов и рабочих высшей квалификации.
За основу надо взять опыт специализированных школ-интернатов и лицеев при МФТИ (Физтехе), МГУ и НГУ, с их многоэтапной, конкурсно-олимпиадной методикой отбора лучших старшеклассников со всей страны, с системой преподавания, задействующей ученых-практиков, где ученики полностью погружаются в творческую атмосферу.
Для обеспечения широты и качества отбора в эти физико-математические школы необходимо уже сегодня на государственном уровне развернуть тотальную пропаганду знаний, популяризировать науку, научно-техническое творчество.
Всё это должно быть материально и содержательно обеспечено, закреплено соответствующими «показателями эффективности работы» учреждений образования, быть в фокусе государства — как национальный приоритет, внедрено с самого верха и вплоть до уровня муниципалитетов.
В «обычной» средней школе следует увеличить часы на изучение предметов, развивающих навыки самостоятельного мышления, — математики, физики и литературы.
Для начала необходим углубленный и тотальный аудит преподавания естественно-научных курсов в общеобразовательных школах России.
Отдельно отметим важность преподавания отечественной истории в школе всех профилей, от специализированных гуманитарных до физико-математических интернатов и лицеев. История — это дух и просвещенная воля народа, преподавание ее в школе — ключ в страну патриотов. «Утрата патриотизма — чрезвычайно опасная вещь, это первый шаг к глобальной катастрофе. Мы с вами не можем этого допустить ни в коем случае», — подчеркнул президент Путин на встрече с учителями, классными руководителями, подводя итоги учебного года.
Формирование инновационно-оборонного кластера вузов
Научные школы и коллективы, завязанные на вузы и университеты, — кадровая база российской оборонки. Казалось бы, подготовка таких кадров должна быть приоритетом образовательной отрасли России. К сожалению, все с точностью до наоборот.
По данным Минобрнауки России, ежегодно российскими университетами выпускается около 250 тысяч инженеров, из которых лишь около 50 тысяч начинают работать на высокотехнологичных предприятиях, а остальные остаются невостребованными. При этом предприятия высокотехнологичной промышленности, и ОПК в том числе, говорят о дефиците квалифицированных кадров. Отдельно отметим находящуюся «в руинированном» состоянии систему среднеспециального образования — но это тема отдельного разговора.
Дефицит рабочих современного уровня на предприятиях ОПК колоссальный. Проблема национального масштаба.
В чем причина такого дисбаланса?
Во-первых, отрыв содержания вузовских и среднеспециальных учебных курсов, их преподавателей от реальных научно-промышленных задач.
Во-вторых, стремительное развитие наукоемких мультидисциплинарных технологий. Они появляются, изменяются и развиваются гораздо быстрее, чем длится традиционный цикл подготовки инженера.
В-третьих, слабый уровень вузовской науки, отсутствие связей с наукоемкими, интеллектуально-емкими, мультидисциплинарными производствами.
На этом фоне студентов и преподавателей, выпускников и специалистов лучших вузов страны — прежде всего МФТИ (Физтех), МГТУ (Бауманка) и МГУ и др. — активно зазывают работать за границу.
Выстроена и успешно работает система «выращивания мозгов» для Запада за российский счет.
Напомним, система того же Физтеха, созданного по указанию Сталина, была построена ее отцами-основателями (Капицей, Семеновым, Христиановичем и Ландау) именно под оборонку, для обеспечения ее инженерами-практиками университетского уровня подготовки. Государственные мужи знали, что делали.
Чтобы «мозги» не утекали
В качестве «технологии сосредоточения» в высшей школе РФ с целью концентрации усилий и ресурсов, сокращения времени на целевую перенастройку в приоритетных направлениях предлагается сформировать пул вузов, готовящих специалистов инженерно-технического профиля, в интересах инновационно-оборонного сектора российской экономики.
Это примерно 10–15 вузов (не более), среди которых МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ, МИСиС, МАИ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, Новосибирский ГУ, Томский ГУ, Казанский и Уральский федеральные университеты и некоторые другие. Приоритет регионам, где наличествует научно-производственная база оборонки.
В качестве первоначальных мер для этих вузов предлагается:
Ввести национальный «Оборонно-промышленный рейтинг вузов», альтернативный программе мирового «5топ100». В основе этого рейтинга, определяющего в том числе финансирование вузов, — увязка их развития с ОПК страны, как в плане подготовки кадров, так и в научных разработках.
На пятилетку вперед для этого пула вузов сформировать госзаказ как по перечню и номенклатуре специалистов, так и по содержанию преподаваемых курсов, вплоть до согласования ученых-специалистов, читающих эти курсы.
Учебные программы и номенклатуру базовых и учебных кафедр пула скоординировать с приоритетными направлениями «технологий прорыва», долгосрочными планами развития инновационного сектора экономики и промышленности страны.
Целесообразно вернуть для студентов-бюджетников этих вузов систему целевого распределения и обязательной отработки после окончания вузов.
Сформировать у студентов этого вузовского пула ясную картину профессиональной перспективы с реализацией жизненной стратегии именно в России. Здесь для будущих специалистов нужна четкая система мотиваций, расписанная на годы вперед. Жилье — льготная ипотека или служебное с передачей, скажем, через 7–10 лет работы — подразумевается.
Предлагается также кардинально перестроить работу кафедр общественных наук и деканатов. Базовая идея — развитие талантливой личности ради служения Отечеству.
Увязать напрямую пул вузов с формирующейся параллельно системой физико-математических школ, лицеев и интернатов для одаренных детей, создав особые условия для их ранней профессиональной ориентации в школе.
Ввести в вузах пула — с последующим расширением на все инженерные вузы страны — систему персональных стипендий для одаренных студентов — именных, связанных с историей российской военной науки и инженерии.
Скоординировать подготовку специалистов в этих вузах с системой подготовки военных инженеров в вузах Минобороны. Проводить совместные с военными вузами Олимпиады, обмены научными курсами, дисциплинами и преподавателями, студентами и курсантами, проводить совместные научно-технические форумы и конференции, выпускать единые научно-исследовательские сборники.
Обеспечить прохождение обязательной воинской службы студентов и выпускников вузов пула в системе научных и научно-производственных рот Минобороны РФ.
Важно отметить, что новых вузов открывать при этом не нужно — необходима лишь перенастройка системы под конкретные задачи. Расходы на образование будут оставаться в рамках принятого госбюджета. Но сама система образования в России при этом станет «двухскоростной» или «многовекторной».
Армия и ОПК — драйверы развития
Для обеспечения подготовки специалистов самого современного уровня министр обороны Сергей Шойгу поставил задачу выведения военного образования на лидерские позиции: «Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. Для этого готовятся и запускаются самые эффективные и передовые образовательные программы…»
С 1 сентября 2016 года все вузы Минобороны перешли на электронные учебники. Формируются научно-учебные кластеры на базе Академии РВСН им. Петра Великого в Московской области и Военно-медицинской академии в Петербурге, по уровню оснащения не имеющие аналогов не только в России, но и в Европе. В научных и научно-производственных ротах проходят срочную службу сотни военнослужащих. Конкурс в них — около 25 человек на место. Более трети остаются служить офицерами, становясь военными специалистами высшего инженерного уровня.
Растет конкурс абитуриентов в военные вузы. Выпускники специализированных физико-математических классов и школ также пошли в военно-учебные заведения.
Инновационно-выставочный военно-технический комплекс «Парк Патриот», созданный в Подмосковье Министерством обороны, научно-технические международные форумы типа «Армия-2017» впрямую работают на решение задачи стимулирования молодежи к занятию инженерией и наукой.
Складывающиеся тенденции обнадеживают. Оборонно-промышленный комплекс России выступает драйвером развития всей общественно-экономической структуры государства. Нужен акцентированный импульс на перенастройку системы образования в части, касающейся обеспечения интересов инновационной экономики и прежде всего армии и ОПК.
Все, что критично для безопасности, обороноспособности и территориальной целостности России, находится в прямом подчинении президента РФ, а поэтому предлагаемая система мер по кадровому обеспечению ОПК, по мнению авторов, будет носить статус Президентской программы.
Выступая в июне перед академиками РАН, Владимир Путин подчеркнул, что Россия должна стать «одним из лидеров уже начавшейся технологической революции». «Такие шансы, — сказал президент, — у нас, безусловно, есть, несмотря на все потери, которые российская наука понесла в середине 90-х – начале 2000-х годов…»
Шанс есть, а времени на раскачку нет. Есть лишь примерно 10 лет на то, чтобы превратить Россию в мировой интеллектуально-технологический центр, мощь которого обеспечит суверенитет и безопасность развития нашей страны в XXI веке.
Авторы: Андрей Ильницкий, выпускник МФТИ, к.т.н, советник министра обороны РФ, и Александр Лосев, выпускник МГТУ им. Баумана, гендиректор УК «Спутник – Управление Капиталом», член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ