Накануне в РПЦ выяснили, что покемонов в храме может ловить не только реальный блогер Соколовский, но и мультипликационный Гомер Симпсон. Проблема возникла следующим образом: был анонсирован выход 19-го эпизода 28-го сезона мультсериала «Симпсоны», в котором Гомер Симпсон, как и другие жители вымышленного города Спрингфилда, играет в аналог игры Pokemon Go и начинает искать виртуальных существ в самых разных местах.
В одном эпизоде Гомер со своим приятелем – продавцом комиксов заходят в церковь и начинают беззастенчиво ловить покемонов прямо посреди проповеди, напрочь игнорируя замечания преподобного Лавджоя.
Православные священники в комментариях СМИ обрушились на мультсериал с критикой. А канал «2х2», транслирующий в России «Симпсонов», отказался от показа эпизода.
Телеканалу вообще не везет с концепцией, контентом и возмущенной общественностью всех мастей, призывы которой вызывают сочувственную реакцию уже людей в форме.
Общее число скандалов с его мультфильмами уже сложно с ходу припомнить.
В начале марта 2008 года телеканалу было вынесено предупреждение за «пропаганду культа насилия и жестокости, нанесение ущерба здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, посягательство на общественную нравственность» из-за трансляции мультфильмов «Приключения Большого Джеффа» и «Happy Tree Friends». Канал прекратил вещание этих сериалов.
В конце августа 2008-го «Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников)» подал на имя главы Генпрокуратуры жалобу на телеканал. Смысл претензий состоял в том, что серия «Рождественские песенки от мистера Хэнки» мультсериала «Южный Парк» оскорбляет религиозные чувства христиан и иудеев. Возмущенные общественники также требовали запрета целого ряда серий «Футурамы», «Гриффинов», «Робоцыпа» и все тех же «Симпсонов». По итогам проверки прокуратуры одна из серий «Южного Парка» тогда и вовсе была признана экстремистской.
После этого канал ввел предварительную цензуру того, что дает в эфир. Часть вызывающих претензии мультфильмов транслировалась ночью, из некоторых серий вырезались эпизоды и даже целые сюжетные линии (злые языки говорят, что иногда даже терялся сам смысл той или иной серии).
Это — результат спасения морали, нравственности и защиты подрастающего поколения от тлетворного влияния богомерзких мультфильмов, — по версии оскорбленных верующих.
«Ну и что, что большинство упомянутых мультиков имеют рейтинги «только для взрослых»? Их же могут увидеть дети» — примерно такова логика возмущающихся всех мастей.
Очевидно, что сами возмущающиеся зачастую просто не в курсе, что на самом деле происходит в упомянутых сериалах, узнавая краткий пересказ содержания от представителей СМИ. Иначе, скажем, представители РПЦ бы знали, что Гомер Симпсон заходил совсем не в православную церковь.
Самое удивительное: из тех, кто пристально следит за телевизором, заботясь, чтобы никто не смеялся над «святыми» темами — общественными или политическими, — никто не возмущается, скажем, по поводу того обстоятельства, что российские телеканалы с куда большей аудиторией показывают в прайм-тайм далеко не рисованные, а реальные войны с настоящими трупами.
Претензии к сатирическим произведениям человечеству давно и хорошо известны. Но в современной России появилась, кажется, уже своего рода когорта «профессиональных оскорбляющихся».
Раньше бы их назвали кляузниками или доносчиками, а сегодня уже и страшно связываться, оскорбленные чувства — вещь хрупкая.
Их не заботят общественно-политические ток-шоу на центральных каналах, которые разжигают ненависть по отношению к «неправильным», с точки зрения авторов, странам, политикам и группам населения.
Зато можно подать в суд за фотографию в соцсетях неблагонадежного содержания. Свежий пример: белгородская полиция возбудила дело против 21-летней жительницы города за то, что в мае прошлого года она добавила на свою страницу в социальной сети фото, на котором она прикуривает сигарету от свечки в церкви. А калужская прокуратура сейчас разбирается с акробатическими танцами в храме — опять-таки по просьбе возмущенных «общественников». Разумеется, и зарубежные анимационные сериалы, авторы которых не понимают тонкую и ранимую душу российских профессионалов на рынке оскорбленных чувств, точно вредны для российского зрителя.
На российском ТВ почти отсутствует самоирония, не говоря уже о политической сатире.
Невозможно представить аналог того же «Южного Парка», последний сезон которого целиком был посвящен американской политической системе, в российских реалиях и на российском ТВ. Попытки пошутить на чувствительные политические темы в отечественном телеэфире выглядят крайне неуверенно, авторы редких смелых шуток и сами, похоже, сомневаются в их целесообразности.
Это проблема уже общества в целом — мы живем в атмосфере звериной серьезности, вытеснения смеховой культуры из публичного пространства.
Такими темпами и анекдоты могут в обозримом будущем снова превратиться в исключительно кухонный формат. Тем более что есть множество людей, которые, по ощущению, день и ночь проводят в интернете и перед телевизором в попытке отыскать там какой-нибудь оскорбляющий чувства и вредный ролик, коллаж, фотографию или мультфильм.