Официальная информация, как водится в таких случаях, довольно скудная. Была перестрелка в центре Киева, несколько человек ранены, один — убит. Начальник ГУ Национальной полиции Украины в Киеве Андрей Крищенко в эфире телеканала «112 Украина» подтвердил: убит бывший депутат Госдумы Денис Вороненков, его охранник был ранен. Убийца тоже был ранен, сейчас пытаются установить его личность. Президент Украины Петр Порошенко вызвал на ковер главу СБУ. Как сообщил в своем блоге другой бывший депутат Госдумы — Илья Пономарев, Вороненков направлялся на встречу с ним. Это уже факты. Далее, разумеется, последуют интерпретации. И линии этих интерпретаций, если откинуть наиболее экзотические, уже понятны.
Украинцы, безо всяких сомнений, как и многие в России, увидят здесь акт возмездия. Этакая месть Москвы беглому депутату-отступнику, который своими показаниями украинским спецслужбам и прочим СМИ пытался дискредитировать образ российской власти. То есть — предал, а предателей полагается наказывать. Здесь припомнят, без особых сомнений, и «полониевое дело» с отравлением Литвиненко в духе плохого шпионского романа, и более удаленное по времени убийство Троцкого Меркадером, и другие легендарные устранения «врагов Москвы» за пределами нашей Родины.
Такую интерпретацию, в частности, сразу после публикации новостей обозначил в своем фейсбуке советник главы украинского МВД Антон Геращенко. «Это заказное политическое убийство, сделанное с целью устрашения всех тех российских депутатов и чиновников, кто попытается сбежать из России на Запад или в Украину и рассказать правду о том, как функционирует российский карательный аппарат», — написал он.
Придерживается этой точки зрения и украинский президент. Сразу после совещания Петра Порошенко с силовиками его пресс-секретарь опубликовал заявление шефа: «Явный почерк российских спецслужб, который ранее неоднократно проявлялся в разных европейских столицах. Вороненков был одним из главных свидетелей российской агрессии против Украины и, в частности, роли Януковича о введении на Украину российских войск. Считаю неслучайным, что убийство произошло в один день с диверсией в Балаклее на Харьковщине».
В российском политическом классе, вероятно, будут вполголоса вестись разговоры на тему «так предателям и надо», но официально вряд ли кто позволит себе подобные намеки вслух.
Версия номер два, которая с неизбежностью будет вброшена в течение нескольких часов, выглядит следующим образом: Вороненков дал Киеву все, чего от него хотели, и стал отработанным материалом. А отработанный материал «утилизируют».
О чем-то таком уже говорили на российских телевизионных шоу околосиловые спикеры. Дескать, Вороненков, который продолжал бы говорить и дальше, стал бы неудобен уже и многим в Киеве, потому он более не нужен.
Третья группа интерпретаторов будет исходить, разумеется, из «денежного», а не политического следа. Вороненков в Москве был успешным человеком, а на Украину уехал, судя по всему, из-за опасений уголовного преследования и даже реального срока. Как всегда в такого рода историях, утверждать, что Вороненков не остался кому-то должен или не перешел дорогу влиятельным бизнесменам, мало кто со стороны может.
Работать «решальщиком» или посредником любого другого типа — зона рискованного земледелия. В такой сфере деятельности головы отрывают только так, а тем, у кого нет крыши, тем более.
Депутата с мандатом да в Москве — могли и опасаться тронуть. А вот бывшего депутата-предателя, бежавшего в Киев, — сколько угодно.
Вариация на ту же тему: Вороненкова убили из-за бизнеса, но уже киевские партнеры и друзья. В Киеве с криминалом обстоит точно не лучше, чем в Москве. А бизнес-споры зачастую решаются при помощи методов времен Дикого Запада или, если угодно, наших «лихих 90-х».
Существует и та версия, которую обычно списывают со счетов, но о которой никогда не стоит забывать: политическое убийство, заказанное никак не связанными с формальными институциями акторами. Грубо говоря, бизнесменами, большими патриотами России.
В телевизоре сказали, что Вороненков — предатель, значит, нужно что-то сделать на этом направлении.
Наконец, есть еще и маловероятный вариант с психом-одиночкой или вооруженной группой сумасшедших экстремистов. Впрочем, кажется, это не тот случай
На протяжении ближайших дней, а скорее даже часов мы услышим, как всегда бывает, весь спектр этих интерпретаций. Так устроено человеческое сознание, политическая и информационная реальность. А в условиях очередной напряженности между Москвой и Киевом убийство Вороненкова является самой горячей новостью.
Под грузом интерпретаций и из-за политических игр пострадает прежде всего истина, но кого это когда волновало.
Помните, как после убийства Бориса Немцова (хотя, конечно, это совершенно разные истории) говорили, что там прослеживается украинский след — мол, и шел Немцов с украинской гражданкой, и вообще выступал на Майдане в 2004 году?
Вот и тут, скорее всего, будет нечто похожее. Истина будет волновать, пожалуй, преимущественно само следствие (хотя кто же знает мотивы этих следователей), а также друзей, вдову и детей Дениса Вороненкова. Им — не следователям, конечно — стоит соболезновать. Буквально вчера была новость, что Денис Вороненков и Мария Максакова ждут пополнения в семье. Теперь детям придется расти без отца.