События вокруг украинского конфликта в последние дни разворачиваются стремительно. Это и неожиданный указ президента России, признающий паспорта ДНР и ЛНР. И публикация в The New York Times о «плане Артеменко» — дескать, за неделю до скандальной отставки теперь уже экс-советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн получил от депутата Рады Андрея Артеменко план по урегулированию ситуации на Украине и снятию санкций с России.
План предусматривает полный вывод российских войск из Донбасса и проведение референдума среди всех граждан Украины о передаче Крыма в аренду России на срок от 50 до 100 лет. Артеменко подтвердил наличие такого плана и даже заявил, что у него есть сторонники в российском руководстве. Собственно, именно это и является настоящей сенсацией — если, конечно, соответствует действительности.
В ответ Кремль устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова заявил, что о «плане Артеменко» там ничего не знают и что «Россия не может взять в аренду собственный регион». Впрочем, пару недель назад Песков столь же уверенно говорил, что Россия не признает паспорта ДНР и ЛНР.
Внезапный указ о признании паспортов ДНР и ЛНР прямо в разгар Мюнхенской конференции по безопасности наводит на мысли о том, что вопрос о признании независимости ДНР-ЛНР стал для Москвы актуальным.
По словам Пескова, указ о паспортах самопровозглашенных республик не идет в разрез с международным правом. «Это де-юре выравнивание ситуации и того, что было де-факто просто признание. Потому что по гуманитарным соображениям это необходимо делать», — заявил пресс-секретарь президента.
Не очень понятно, зачем признавать паспорта несуществующих с точки зрения международного права государств. Их даже в указе именуют «отдельными районами Донецкой и Луганской областей». Предлог выбран следующий: жители ДНР и ЛНР не могут получить после окончания своих действующих украинских паспортов новые.
Тогда логичнее было бы просто раздавать жителям этих территорий российские паспорта, раз нас беспокоит именно гуманитарный аспект. Именно так Россия поступала в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.
С паспортами Приднестровья устроиться работать в России нельзя, но при этом его жители легко получают российское гражданство. То же самое можно было сделать с жителями ДНР и ЛНР. Этот указ не сужает, а, наоборот, расширяет возможности России для маневра в украинском вопросе: от нового витка полноценного противостояния до бессрочного замораживания конфликта по приднестровскому образцу.
Главный возможный плюс от признания народных республик (повторить там крымский сценарий и сделать эти территории частью России без горячей войны невозможно) — попытка еще раз разыграть патриотическую карту к президентским выборам.
Правда, судя по свежему опросу ВЦИОМ, по вопросу Донбасса (в отличии от Крыма) в российском обществе согласия нет: 36% опрошенных выступают за то, чтобы Россия сохраняла нейтралитет по отношению к народным республикам. 24% — за признание независимости ДНР и ЛНР, еще 18% — за их принятие в состав России. При этом 59% против «сдачи Донбасса» в обмен на улучшение отношений с Западом.
Из явных минусов возможного признания народных республик — новые санкции и продолжение экономического кризиса, а также уменьшение шансов на признание Крыма российским. К тому же если Россия признает независимость ЛНР и ДНР, она рискует очень надолго лишиться всех легальных союзников на постсоветском пространстве, включая Белоруссию с Казахстаном. И замедлить и так формальную экономическую интеграцию в рамках СНГ. Официальный представитель госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский уже заявил, что въезд в Белоруссию по паспортам самопровозглашенных ДНР и ЛНР в настоящее время невозможен.
Нынешний статус самопровозглашенных республик или их возвращение в состав Украины на условиях, удовлетворяющих Россию, сейчас выглядят намного выгоднее для этих территорий и их населения, в том числе с экономической точки зрения. На примере Южной Осетии и Абхазии видно, что у России есть возможности довольно долго удерживать никем, кроме нас, не признанные государства в орбите своего политического влияния — но нет достаточного количества ресурсов, чтобы обеспечить им экономическое развитие.
Сейчас мы вынуждены содержать свои частично признанные государства в основном за свой счет. Но таких больших территорий, как ДНР и ЛНР, на нашем содержании пока еще не было.
В то же время благодаря народным республикам Украина оказалась в числе крупнейших покупателей российских продуктов питания в 2016 году. По данным Федеральной таможенной службы России, поставки пива на Украину за указанный период возросли в 1,5 раза. Поставки мяса и субпродуктов в 2016 году составили 47 893 тонны. А на границе между Россией и Украиной расцвел отечественный бизнес, который организует поставки в ЛНР и ДНР. Понятно, что большая часть этих продуктов идет по «серым» схемам. Но после их официального признания Россией и «серые» схемы будут практически уничтожены: Украине придется ввести блокаду на национальном уровне. Сейчас в необходимости такой блокады нет, хотя администрации Порошенко все труднее сдерживать сторонников этой идеи.
«План Артеменко» скорее призван прозондировать реакцию политических кругов и общественного мнения, нежели реально повлиять на политические расклады. Сейчас прорабатывается как минимум несколько мирных планов — «план Пинчука», «план Таруты», но все они, так или иначе, развивают идеи обмена Крыма на мир в Донбассе.
Минские соглашения помогли заморозить «горячую» фазу военного противостояния. Миллионы людей «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» годами живут фактически на минном поле. В этом смысле решение России признать паспорта ДНР-ЛНР, с одной стороны, действительно выглядит гуманитарной миссией, а с другой — подталкивает западных партнеров к мысли, что некое обновление плана по решению украинского конфликта — в рамках минских соглашений — действительно необходимо.