Первой версией аварии по горячим следам названы тяжелые погодные условия. Был сильный снегопад — неожиданно для Сибири, не правда ли? СК заявляет, что правила нарушали и водитель грузовика, и водитель автобуса, не справившийся с управлением. У последнего 22 года стажа, практически нет ДТП, но есть семь правонарушений ПДД только в этом году. Оба водителя и организатор перевозок задержаны.
Есть большое искушение по горячим следам наказать обоих водителей и организатора трансфера. Однако видео федеральной трассы в момент аварии не позволяет сразу свалить всю вину на водителей. Справиться с управлением на такой трассе непросто любому водителю.
Две полосы без разметки и освещения — печальный, но вполне привычный вариант состояния федеральных дорог в стране.
Про разделительные отбойники и говорить нечего — разделять стороны движения у нас почему-то категорически не любят.
Отвечать за федеральные дороги, по идее, должны федеральные власти. И хотя нам докладывают, что снег с этого участка дороги счищали буквально за полчаса до аварии (какое это теперь имеет значение), сама трасса выглядит прямо-таки созданной для автокатастроф. Любой обгон на такой дороге автоматически означает выход на встречку и угрозу лобового столкновения.
Россия строит мало дорог — меньше, чем в «лихие 90-е». В 2001 году в стране были ликвидированы региональные дорожные фонды — под предлогом борьбы с коррупцией из-за нецелевого использования средств, при этом на строительстве дорог меньше воровать явно не стали. Сейчас эти фонды пытаются возродить — тоже ради борьбы с коррупцией. Впрочем, из 300 млрд руб., выделенных дорожным фондам, 70 млрд руб. остались неиспользованными.
Понятно, что просто построить трассу недостаточно. Ее надо поддерживать в хорошем состоянии, что особенно важно для страны с такими тяжелыми климатическими условиями, как Россия. У нас более 20 регионов считаются регионами Крайнего Севера, по классификации ООН. Хотя и в центре страны, который вроде пока не Крайний Север, с трассами порой дело швах.
Наши руководители научились у развитых стран делать новые дороги сразу платными. Потом научились делать платные участки на трассах, построенных еще в советские времена. Потом скопировали систему «Платон»: сбор с водителей большегрузов, который как раз должен идти на дорожную инфраструктуру. Но дороги — даже платные — лучше никак не становятся. Отсутствие нормального (а иногда вообще любого) освещения, двухполосные федеральные трассы без разметки и отбойников — для России не исключение из правил, а скорее правило дорожного движения. Даже в не слишком развитых странах с тяжелым рельефом местности — в частности, в бывших любимых местах заграничного отдыха россиян Египте и Турции — дороги ощутимо лучше.
В результате каждый год в России гибнет в ДТП 20–25 тысяч человек — население маленького города.
В дорожных авариях ежегодно мы теряем вдвое больше людей, чем погибло советских солдат в Афганистане. В 2015 году вроде бы случился резкий (на 14,5%) спад смертности на дорогах, вероятно, из-за кризиса, люди стали меньше ездить. Однако даже этот спад не сделал количество погибших на дорогах менее ужасающим — 23,1 тысячи человек за год. Почти 19 россиян из каждых 100 тысяч погибают на дорогах — это почти вдвое больше, чем в США.
Качество и количество дорог, смертность на них — не только предельно наглядный, понятный самому далекому от экономических материй человеку показатель уровня развития страны. Это еще и шанс на ее возрождение. США с помощью строительства дорог при Рузвельте выбирались из Великой депрессии. Китай все последние десятилетия ускоренно строит современные трассы, что стало важной причиной бурного экономического роста в стране. Но обычно дороги строят там, где думают о будущем развитии в горизонте хотя бы 10–15 лет. А у нас любой дорожный проект воспринимается скорее как отличный шанс на распил его участниками, а вовсе не как приоритетный национальный проект.
В России существуют четыре основных типа дорог: федеральные, региональные, местные и частные. За федеральные трассы, на которые ложится самая большая нагрузка (половина всех перевозок), отвечает Росавтодор и его департаменты в регионах. Всего под надзором Росавтодора в стране 48 100 км дорог, 5560 мостов и путепроводов и 27 автотоннелей. При этом более 60% российских дорог находятся в неудовлетворительном состоянии. Страшная авария произошла на федеральной трассе, состояние которой прекрасно видно на видеоролике. Но, скорее всего, региональный траур пройдет, семьи погибших получат по миллиону рублей, и все опять всё забудут — до новой страшной аварии.
Да, россияне — далеко не самые дисциплинированные водители.
Но повторяющиеся из века в век печальные шутки о «дураках и дорогах» или о том, что «в России нет дорог — есть только направления», слишком дорого обходятся российскому обществу.
Еще в начале 1830-х годов Пушкин записал в своем дневнике: «Дороги в этой стране появятся лет через 500». Неужели он был прав?
Наши власти обожают говорить о безопасности. Ради безопасности вводятся все новые запреты. Но, может быть, стоило начать эту борьбу за безопасность именно с дорог — тут нам внешние враги точно не смогут помешать. Почему бы не добавить «хорошие дороги» в набор российских ценностей, в нашу официальную идеологию. Программа строительства новых и качественного ремонта старых дорог точно объединила бы патриотов и либералов. Красных и белых. Если для чего государство и нужно в экономике, так это для строительства дорог. Но как раз отсюда оно и пытается уйти.
Водители любят шутить, что такие плохие дороги у нас специально — чтобы враг не прошел. Вот только не стоит говорить это родителям детей, погибших на трассе Р404.