На четвертый Общероссийский гражданский форум (ОГФ) в Москве, который был организован Комитетом гражданских инициатив во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным, не пришел (хотя и обещал) первый заместитель главы кремлевской администрации Сергей Кириенко — тоже считающийся по старой памяти «системным либералом».
Вместе с громким задержанием теперь уже экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева (а раньше примерно по такой же схеме со «взяткой» был задержан другой «либерал во власти» — губернатор Кировской области Никита Белых) это было воспринято как совершенно недвусмысленный сигнал власти «системным либералам»: Кремль не считает их сколько-нибудь значимой частью властной корпорации.
После «дела Улюкаева», чем бы оно ни закончилось и какова бы ни была его реальная подоплека, с особой остротой встал вопрос о роли и месте «системных либералов» во власти.
Пока они выглядят скорее «рабами на галерах» или подневольными матросами нашего экономического «Титаника».
Одна из версий посадки Улюкаева — та, что он как раз хотел покинуть «Титаник», а не латать его дыры без конца и края, публично нащупывая очередное дно. Но вход во власть у нас — рубль, а выхода практически нет. Это приравнивается к измене и карается уголовным делом. Слишком много они знают, чтобы так легко уйти. И слишком много знают о них, чтобы просто так отпустить с миром.
Зачем «либералы» нужны власти, более-менее понятно. Как удобный политический жупел и как профессиональные спасатели.
С одной стороны, на условных «либералов» удобно в любой момент спускать всех собак, обвинять в проблемах страны и делать легкой мишенью для пропагандистской травли, что мы и наблюдаем все последние годы. У нас до сих пор народ пребывает в убеждении, что гайдаровские реформы (которые еще и не дали осуществить так, как они задумывались) уничтожили экономику. Хотя эти реформы, по сути, спасли от голода страну, доведенную до ручки советской властью.
С другой стороны, именно «либералы» остаются последним очагом прагматизма во власти, в частности не давая государству усугубить политические просчеты экономическими. Так, на саммите АТЭС в Перу директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард восхищалась действиями российских властей по макроэкономической стабилизации (читай: работой Эльвиры Набиуллиной в ЦБ и Минфина). Но эти действия, собственно говоря, и дают возможность власти продолжать очевидно тупиковую, по мнению тех же либералов, внешнюю политику.
Причем и сейчас в списке потенциальных кандидатов на освободившийся пост министра экономического развития значатся вполне либеральные, по российским меркам, фигуры. В частности, первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. Кудрин, которому якобы уже предлагали этот пост, по слухам, предусмотрительно от него отказался.
В итоге перед теми, кого принято называть «системными либералами», сегодня во весь рост встала серьезная моральная проблема: продолжать ли работать на очевидно антилиберальную власть, минимизируя последствия ее политики в экономике и тем самым помогая ей проводить этот курс? Возможно, лучшей и самой правильной реакцией на дело Улюкаева «системных либералов» во власти — Кудрина, Грефа, Набиулллиной, Силуанова, Чубайса — был бы демонстративный солидарный уход в отставку со своих постов.
Пусть уж тогда условные Глазьевы полноценно рулят экономикой. Посмотрим, что у них получится.
Ну зачем тому же Кудрину писать Путину новую экономическую программу, если ни одну из предыдущих написанных условными либералами программ власть и не начинала реализовывать — ни «план Грефа», с которым Путин шел во власть в 2000-м, ни «Стратегию-2020» — либо быстро прекращала такие программы? Зачем Набиуллиной, которую хвалит весь экономический мир, без конца спасать рубль, если политическое руководство явно имеет другие приоритеты?
Вера в то, что действующий режим каким-то образом вдруг изменится, причем в сторону прагматизма и полноценного экономического развития, осталась, кажется, только у самых больших оптимистов. Таковых среди людей разумных крайне мало. Опять же народ только обрадуется отставкам либералов во власти, как радуется «посадке» Улюкаева: пропаганда сделала свое дело — внутренние либералы вместе с Америкой сегодня виноваты во всем. А после победы Трампа происки «Госдепа» и вовсе ушли на второй план.
Остаются две причины такой удивительной лояльности. Возможно, у кого-то желание находиться во власти или при власти перевешивает соображения здравого смысла. Но есть и более веское основание: «дело Улюкаева» увеличивает страх «системных либералов» за свою собственную безопасность и свободу в случае публичного отказа от сотрудничества с властью. Они становятся заложниками системы.
В результате в России условные системные либералы оказались в парадоксальной позиции. Они и часть власти, и ее изгои. Практически заложники.
Их не слушают, а в худшем случае, как мы видим, уже и сажают в тюрьмы, но не отпускают. Пока «пятая колонна» выглядит незаменимым помощником власти и ее невольным (иногда уже в буквальном смысле) союзником.