Владимир Путин на международном спортивном форуме «Россия — спортивная держава» сообщил, что курировать спорт, молодежную политику и туризм в стране будет один вице-премьер. Также он считает, что необходимо увеличить финансирование физкультуры и массового спорта за счет сокращения расходов на профессиональный спорт.
Параллельно с этим появилась информация, что Минспорта могут расформировать. Последнюю информацию, впрочем, подверг сомнению пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Президент… не имел в виду объединение, слияние или создание каких-либо новых ведомств, перепрофилирование, переформатирование имеющихся. Об этом президент не говорил».
Так зачем понадобился вице-премьер, курирующий спорт, кто может занять эту должность и что это может значить для развития как профессионального, так и массового спорта в стране?
После рекордных трат на Олимпиаду в Сочи финансирование большого спорта сокращалось все последние годы. Сегодня, судя по всему, пришла пора экономить еще больше. Во-первых, сказывается общий кризис в экономике. Во-вторых, побед страна видит все меньше, что не может не вызывать вопросов: зачем платить, например, футболистам такие большие зарплаты, зачем вливать деньги в виды спорта, в которых россияне никогда не были сильны, и так далее?
Мало того, пришла пора и просто понять, какие деньги в сумме вливаются в российский спорт. Сегодня он финансируется из разных источников — федеральная казна, региональные бюджеты плюс спонсорская «помощь» госкорпораций. Куда уходят все эти деньги, насколько грамотно используются, сколько из них доходит до конечных получателей? Скорее всего, на все эти вопросы и должен будет ответить новый вице-премьер, а не множество спортивных функционеров из министерства.
Этот же вице-премьер, по логике, должен будет нести ответственность и за проведение чемпионата мира по футболу – 2018, который может оказаться последним крупнейшим турниром в нашей стране. Россия еще проведет Универсиаду-2019 и три матча Евро-2020, но по уровню эти соревнования все же нельзя сравнить с Олимпиадой и чемпионатом мира по футболу.
Обязательства по колоссальным тратам на организацию и проведение ОИ-2014 и ЧМ-2018 в свое время брались страной во многом из соображений престижа, улучшения имиджа страны на международной арене.
Сегодня, с учетом череды масштабных скандалов вокруг допинговых махинаций и резкого политического охлаждения с Западом, подобные вопросы уже не поднимаются.
Тем не менее чемпионат мира надо провести на уровне. А это не только строительство стадионов, которое худо-бедно, но идет, но и многое другое — от приведения в порядок федеральных трасс, по которым будут передвигаться болельщики, до гостиниц, охраны мероприятий, туристических программ, работы с фанатскими объединениями для обеспечения безопасности спортивных мероприятий и т.д.
Логично, если все эти вопросы будут увязаны в одном центре, которым может стать аппарат нового вице-премьера. А Минспорта, если оно останется, займется тем, чем и должно, в принципе, заниматься — развитием массового, детского в первую очередь спорта внутри страны. На то ограниченное финансирование, которое ему оставят.
Сегодня, говоря о кандидатах на пост нового вице-премьера, в первых строках называют фамилию Мутко. Сам министр спорта пока скромно молчит. О непотопляемости нынешнего главы спортивного ведомства давно пора слагать легенды. Его «отправляли в отставку» и после Олимпиады в Сочи, и после провального выступления нашей футбольной сборной на чемпионате Европы, и после недавнего допингового скандала. Но и сегодня именно ему, который, с одной стороны, безусловно предан президенту, но с другой, явно не чемпион среди управленцев, прочат новый пост. Что, конечно, несколько снижает цену нового назначения. В конце концов, что мешало Мутко и на нынешней должности навести порядок в спорте?
Спортивные эксперты, в частности, высоко оценивают управленческие качества Дмитрия Чернышенко, который практически без нареканий провел Олимпийские игры в Сочи, а сейчас возглавляет один из самых успешных спортивных проектов в России — Континентальную хоккейную лигу. Упоминаются люди, имеющие опосредованное отношение к спорту, вроде Сергея Капкова и Дмитрия Козака.
Есть, конечно, и более очевидные варианты вроде Елены Исинбаевой или Светланы Журовой, но их управленческие навыки вызывают даже больше вопросов, чем в случае с Мутко.
В любом случае эпоху большого спорта в России, судя по всему, сменяет тактика большой экономии и на спорте тоже. Планируется, что расходы федеральной казны на физкультуру и спорт в 2018 году составят менее 67% от уровня 2015 года. Причем с учетом инфляции сокращение получится двукратным.
Вполне возможно, что ослабление финансовых потоков будет означать и ослабление государственного надзора. И спортивные федерации смогут найти поддержку у крупного бизнеса, тем самым поправив и свою репутацию на международной арене. Принцип «все ради медали» постепенно уйдет в прошлое, и из спорта рано или поздно исчезнет его суровое «военно-патриотическое» содержание.
Правда, вопреки словам президента, сокращаются не только расходы на большой спорт, но и на массовый. Как писала «Газета.Ru», если «расходы на развитие спорта высших достижений по сравнению с 2015 годом сокращены с 31,1 млрд до 25,8 млрд руб., то на развитие физической культуры и массового спорта — с 7,1 млрд до 3,4 млрд». И вот это тревожит больше, потому что завтра, когда Россия захочет и сможет вернуться в большой спорт, проблема будет уже не столько не в деньгах, сколько в отсутствии спортивной смены.