Реформы Ататюрка
Мустафа Кемаль Ататюрк сформулировал новую концепцию участия вооруженных сил в политической жизни страны. На армию возлагалась задача обеспечить безопасность республики от внешних и внутренних врагов, а также гарантировать проведение реформ и модернизации общества и экономики.
Таким образом, были созданы предпосылки для узаконенного вмешательства армии в политическую жизнь страны, хотя сам Ататюрк был убежден в том, что армия должна быть отделена от политики.
Вместе с тем офицерам было запрещено выставлять свои кандидатуры на выборах, а начиная политическую карьеру, они должны были уволиться из армии, как это когда-то совершил сам Мустафа Кемаль.
Для проведения своего модернизационного проекта Ататюрк в 1923 году создал Народно-республиканскую партию (НРП). В 1931-м НРП приняла программу, состоявшую из шести «стрел» (принципов кемализма): республиканство, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность. Эти принципы стали доктриной правящей партии, а в 1937 году были также закреплены в конституции (принята в 1924 году). С момента образования республики армия всегда провозглашала свою верность этим шести принципам кемализма.
Переход к многопартийной системе
В середине 1940-х годов во внутриполитической жизни Турции произошли важные изменения, связанные с переходом к многопартийной системе. В 1946 году Джелляль Баяр и Аднан Мендерес возглавили новую Демократическую партию (ДП). В 1950-м ДП одержала убедительную победу на выборах в парламент — Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). НРП заняла второе место. Победа была достигнута благодаря критике нападок НРП на ислам, а также обвинению НРП в неэффективном управлении экономикой.
Вместе с тем еще в 1945 году среди турецкого офицерства появились тайные группы, планировавшие военный переворот с целью свержения диктатуры НРП и установления многопартийной системы. С приходом к власти ДП эти офицеры связывали надежды на перемены в социальном и экономическом положении военнослужащих, на проведение назревших военных реформ и омоложение командного состава. Однако ДП не оправдала их надежд.
Первый военный переворот
В конце 1950-х годов правительство ДП попыталось запретить НРП, что привело к массовым уличным беспорядкам и столкновениям сторонников этих партий. В ночь с 26 на 27 мая 1960 года солдаты анкарского гарнизона и курсанты военных училищ под руководством полковника Альпарслана Тюркеша захватили все административные здания в столице. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) во главе с генералом Джемалем Гюрселем. ДП была запрещена, ее лидер премьер-министр Мендерес и его сторонники осуждены и казнены.
Практически сразу после переворота в КНЕ выделились сторонники умеренного политического курса, ратовавшие за возвращение власти политическим партиям, и ультранационалисты, выступавшие за сохранение военной диктатуры.
В результате была предпринята чистка армии от радикалов и старых кадров, в ходе которой из армии было уволено более 5 тыс. офицеров, которых сочли неблагонадежными.
В 1961 году была принята новая конституция, в которой содержалось обоснование военного вмешательства 27 мая. 15 октября 1961 года были проведены новые парламентские выборы, однако НРП получила недостаточно голосов для формирования однопартийного правительства и вступила в блок с новой Партией справедливости (ПС (организация запрещена в России)).
Борьба за власть в 1960–1970-х годах. Второй военный переворот
После военного переворота 1960 года военные продолжали косвенно контролировать положение, сохраняя за собой пост президента страны. В 1965-м были проведены очередные выборы в ВНСТ, в ходе которых победила ПС. В ходе следующих выборов в 1969 году НРП снова оказалась не у дел, а большинство мест опять получила ПС. Одновременно в Турции появилось большое количество радикальных политических групп. Крупнейшими среди них были Народно-освободительная армия Турции, «Милли Герюш» («Национальный взгляд») во главе с Неджмеддином Эрбаканом и Партия националистического движения (ПНД) во главе с Альпарсланом Тюркешем. Эти и другие более мелкие партии в своей деятельности в конце 1960-х – начале 1970-х годов использовали заказные убийства, похищения людей и террор для достижения своих политических целей.
12 марта 1971 года начальник генштаба М. Тагмач опубликовал меморандум, в котором вооруженные силы требовали распустить неэффективное правительство Сулеймана Демиреля (основателя и лидера ПС) и сформировать надпартийное правительство, чтобы ликвидировать беспорядки и провести реформы. Подчеркивалось, что в противном случае ВС вынуждены будут вмешаться.
После этого правительство ушло в отставку, однако военные сохранили парламент, чтобы внести поправки в конституцию, а также не стали привлекать к суду членов ПС.
Армия ужесточила в стране цензуру прессы, запретила проведение забастовок, митингов, провела серию арестов политических активистов.
Третий военный переворот
После выборов в парламент в октябре 1973 года власть снова перешла к партиям. Большинство мест получили НРП, ПС, ПНС (Партия национального спасения под председательством Эрбакана, выступавшая за возрождение ислама в Турции) и ПНД. Ни одна партия не получила большинства голосов, за 1974–1980 годы сменилось семь коалиционных правительств.
К концу 1970-х годов на фоне экономических трудностей и правительственного кризиса в Турции снова начинаются кровавые политические столкновения.
После того как призыв к политическим лидерам объединиться для преодоления кризиса оказался безрезультатным, 12 сентября 1980 года был совершен военный переворот. Власть перешла к Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом Кенаном Эвреном. Было сформировано надпартийное правительство. Существующие партии решено было распустить, арестовать их лидеров и передать все партийное имущество в казну. Однако члены ПС и НРП почти не подверглись репрессиям. Основной удар был обрушен на ПНС (Эрбакан) и ПНД (Тюркеш).
Были усилены цензура в СМИ и контроль за университетами, которые считались главными центрами распространения левых идей.
Сразу после переворота военные заявили о твердом намерении восстановить гражданское правление. В октябре 1981 года начал работу учредительный парламент, состоявший из СНБ (как верхней палаты) и консультативного совета в составе 160 назначенных генералами членов. Был подготовлен проект новой конституции, которая была принята в результате всенародного референдума в ноябре 1982-го.
На всенародном референдуме президентом был избран Кенан Эврен сроком на семь лет. Согласно новой конституции, президент получал право распускать парламент, созывать заседания кабинета министров, объявлять военное положение в стране, назначать высших должностных лиц исполнительных и законодательных органов власти, председательствовать на заседаниях СНБ. Введение таких широких полномочий президента было связано с чрезвычайно тяжелой внутриполитической обстановкой в стране. Конституция запрещала политическим партиям создавать юношеские и женские отделения, устанавливать связи с другими общественными организациями. Бывшим партийным лидерам было запрещено участие в политической деятельности в течение 10 лет.
Военные не разрешили воссоздания старых политических партий и потребовали, чтобы в выборах в ноябре 1983 года участвовали новые партии.
Перезагрузка партийной системы
В ходе подготовки к выборам новые партии, их уставы и программы подвергались строгому контролю военных на предмет их соответствия положениям новых законов. К выборам были допущены только Партия Отечества (ПО) во главе с Тургутом Озалом, Народническая партия (НП) во главе с Неджетом Джальпом, ставшая правопреемницей НРП, Национал-демократическая партия (НДП) во главе с отставным генералом Тургутом Сунальпом (распустилась в 1986-м). Победила ПО, получившая достаточно мест в парламенте, чтобы сформировать однопартийное правительство.
В 1984 году была создана Партия верного пути (ПВП), ставшая наследницей ПС. В том же году была создана Социал-демократическая партия, которая вскоре объединилась с НП и образовала Социал-демократическую народническую партию (СДНП). Была создана также Демократическая левая партия (ДЛП), которая претендовала на то, чтобы быть преемницей НРП. Появилась и происламская Партия благоденствия (ПБ), наследница ПНС. Была также воссоздана ПНД, правда, немного под другим названием — Партия националистической деятельности. В 1987 году был отменен запрет для бывших партийных лидеров на участие в политической жизни. И снова во главе партий встали старые вожди: Демирель (ПВП) (в 1990-х его сменила на этом посту Тансу Чиллер), Бюлент Эджевит (ДЛП), Эрбакан (ПБ) и Тюркеш (ПНД).
В 1991 году в результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство ПВП-СДНП. Однако раскол в коалиции привел к тому, что на выборах в парламент в декабре 1995 года победила происламская ПБ. Вскоре после распада коалиции распалась и СДНП, вместо которой была образована НРП как партия-преемник принципов Ататюрка. Правительственный кризис продолжался до июня 1996 года, когда Эрбакану удалось договориться с Чиллер о создании коалиции.
С этого момента начинает возрастать влияние ПБ, а ее лидер стал предпринимать некоторые шаги для ограничения «чрезмерного западного влияния».
Его попытки наладить отношения с Ливией и Ираном, а также предложения его помощника по партии Абдуллаха Гюля создать общий исламский рынок, исламский таможенный союз, вызвали недовольство военной верхушки. На заседании СНБ 28 февраля 1997 года были приняты рекомендации властям о необходимости запрета ПБ как угрозы светскому режиму, правительству был направлен соответствующий меморандум. 22 февраля 1998 года Конституционный суд принял решение о роспуске ПБ. Эрбакану все же было запрещено в течение пяти лет заниматься политической деятельностью. По итогам очередных выборов 2002 года к власти пришли воссозданная НРП и идейная наследница партии Эрбакана Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с Абдуллахом Гюлем, заявившая о себе как о партии умеренного ислама. ПСР набрала большинство голосов и сформировала однопартийное правительство.
Во главе его встал Гюль, который в марте 2003 года уступил место премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану.
Турция 2007–2008: история повторяется?
В апреле 2007 года на пост президента Турции был выдвинут представитель происламской ПСР Абдуллах Гюль. Генералитет Турции болезненно отнесся к перспективе того, что наряду с постом премьер-министра исламисты займут и пост президента. 27 апреля в парламенте, который, по конституции страны, избирал президента, состоялся первый тур президентских выборов. В тот же день, накануне голосования, на сайте генерального штаба Турецкой Республики появилось заявление о том, что в ходе выборов ставится под сомнение светский путь страны. Оппозиция, кроме того, утверждала, что для принятия решения о кандидатуре президента требуется кворум в 367 человек. Оппозиционные партии не пришли на заседание, и ПСР (357 мест в парламенте из 550) не удалось набрать необходимого количества в 367 голосов.
Под нажимом военных Р.Т. Эрдоган обещал выдвинуть на пост президента компромиссного кандидата. Но в последний момент премьер согласился с повторным выдвижением Гюля, чтобы продемонстрировать рядовым членам своей партии из сельских районов и городских низов способность противостоять давлению военных и светской элиты. 6 мая прошел второй тур выборов президента, в ходе которого также не удалось набрать необходимого числа участников. Вопрос о кандидатуре нового президента был окончательно решен 28 августа голосованием простого большинства членов парламента, которым стал Абдуллах Гюль.
В июне 2007 года разразился скандал, связанный с хищением боеприпасов отставными военными.
В процессе расследования выяснилось, что подозреваемые в хищении участвовали в тайной организации «Эргенекон». Эта организация была создана для теневого управления политическими процессами в стране, используя методы террора, похищения людей, шантажа, устранения неугодных.
В течение июня – июля 2007 года были осуществлены первые волны арестов, было задержано несколько отставных военных, криминальных «авторитетов», бизнесменов и журналистов.
В течение семи месяцев прокуратура и суд изучали материалы дела, вели допросы подозреваемых и свидетелей. 22 февраля и 22 марта прошли новые серии громких арестов. На этот раз арестованы были как отставные, так и действующие высокопоставленные генералы и офицеры, известные журналисты и общественные деятели, политики. Количество арестованных шло на десятки. Сотни человек вызвали в качестве свидетелей.
В марте 2008 года генеральный прокурор Турции А. Ялчинкая обратился в Конституционный суд с просьбой о запрете правящей ПСР в связи с тем, что ею подрывались основы светскости в стране. Суд отказал: из 11 его членов за запрет партии проголосовали лишь шестеро судей (из семи необходимых). Такое решение, с одной стороны, позволило избежать правительственного кризиса, вмешательства военных и ухудшения экономического положения в стране. С другой стороны, руководство ПСР показало, что оно может противостоять давлению армии. Некоторые наблюдатели связали решение КС с результатами новых арестов по делу об «Эргенеконе», которые прошли в канун рассмотрения вопроса.
Аресты подозреваемых в участии в «Эргенеконе» продолжились с июля 2008 года по январь 2009-го. В ходе арестов разгрому подверглись разведывательные и контртеррористические структуры турецкой жандармерии и армии. Само дело распалось на ряд более мелких эпизодов и процессов. В целом под каток репрессий попали те, кто мог оказать влияние на формирование общественного мнения, а также действующие и отставные офицеры, генералы и адмиралы. Были вскрыты многочисленные случаи незаконной торговли оружием, участия спецназа жандармерии в политических репрессиях против национальных и религиозных меньшинств. Были обнаружены многочисленные документы, свидетельствовавшие о планах подготовки госпереворотов.
Процессы над участниками «Эргенекона» были восприняты в турецком обществе неоднозначно, отмечалось множество процессуальных нарушений, нестыковок.
Репрессии против военных и обострение отношений Турции с ее соседями
В начале 2010 года прокуратура Стамбула на основании материалов «Эргенекона» начала расследование в отношении высокопоставленных генералов и адмиралов, планировавших в 2003 году военный переворот под кодовым названием «Кувалда» в связи с победой на выборах ПСР, но под давлением тогдашнего начальника Генштаба Турции Хильми Озкока заговорщики не решились на выступление. К 2012 году в качестве свидетелей по делу было опрошено более 365 человек, 325 из которых (в основном генералы и адмиралы) получили реальные тюремные сроки.
По итогам дел «Эргенекон» и «Кувалда» турецкая армия лишилась примерно 17% офицерства. Это нанесло большой урон боеспособности турецкой армии.
Однако в июне 2014 года турецкий суд освободил 234 офицера из-под стражи, признав, что в ходе следствия были нарушены правовые нормы, а часть доказательств не заслуживает доверия. Это, вероятно, было связано с острой потребностью в профессиональных военных кадрах, способных вести военное планирование.
В марте 2014 года в турецкую прессу была организована утечка аудиозаписи секретного правительственного заседания, в котором участвовали тогдашний министр иностранных дел А. Давутоглу, начальник Генерального штаба ТР Яшар Гюлер и директор национальной разведывательной службы Турции (МИТ) Хакан Фидан. Обсуждалась организация провокации против турецких военных, что должно было стать поводом для турецкого вторжения в Сирию. Однако после публикации аудиозаписи в YouTube вторжение было отложено. Тем не менее наступил кратковременный период примирения с опальными военными.
После неудачных для ПСР выборов 7 июня 2015 года снова начали циркулировать слухи о подготовке турецкими военными и политиками вторжения в Сирию, чтобы воспрепятствовать созданию там независимого курдского государства. На заседании Высшего военного совета Турции 30 августа 2015 года ряд высших офицеров, ранее находившихся под следствием по делу о подготовке госпереворота, были официально реабилитированы, а некоторые даже получили повышение по службе. Давутоглу обсудил с генералитетом вопросы готовности Турции к региональной войне.
Согласно утечкам информации в западной прессе, вторжение турецких войск должно было начаться на участке сирийской территории между населенными пунктами Джерабулус и Азаз. Целью вторжения было предотвратить создание курдского государства, продемонстрировать борьбу с ИГИЛ (запрещено в России. — «Газета.Ru») и создать буферную зону на приграничной с Турцией территории Сирии (до 30 км в глубину сирийской территории и до 110 км в длину), чтобы разместить там беженцев, угрожавших социальной стабильности внутри Турции.
По предварительным расчетам, вторжение должно было произойти в середине декабря 2015 года. Однако вступление российских ВКС в боевые действия в Сирии смешало карты турецкого руководства.
В феврале – марте 2016 года турецкие СМИ активно призывали население быть готовыми к вмешательству в ситуацию в Сирии, где нужно помочь оппозиции справиться с Асадом. По-видимому, планы военного вторжения были перенесены на весну.
Но неожиданное объявление В.В. Путина о выводе части российских войск из Сирии опять вызвало замешательство у турецкого руководства.
Генералитет тем не менее не забыл и не простил своего позора во время судебных процессов. В условиях социальной, военно-политической и экономической нестабильности в Турции у офицерства появлялся шанс вновь вернуться к власти и покончить с ненавистными партией и правительством.