Выводы доклада лишь усугубляют восприятие мировой спортивной общественностью ситуации с допингом в России. Но, как ни парадоксально, решит ли МОК после этого доклада отстранить сборную России от Игр в Рио в полном составе либо все-таки даст выступить там «чистым» спортсменам и отобравшимся командам в игровых видах, для судьбы нашего спорта уже не так принципиально.
России в любом случае предстоит восстанавливать свое доброе имя на международной спортивной арене.
Накануне обнародования доклада президент Олимпийского комитета России Александр Жуков написал главе МОК Томасу Баху «письмо отчаяния».
Но его текст, прямо скажем, не добавляет убедительности российской позиции. Жуков не написал, что обвинения бежавшего в США бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова — чушь и неправда. Он лишь попытался обвинить антидопинговые агентства США и Канады, а также главу комиссии спортсменов WADA Бекки Скот в неэтичном поведении и попытках сделать выводы о содержании доклада до его официального оглашения. Глава ОКР имел в виду письмо 10 национальных антидопинговых агентств и 20 групп спортсменов в адрес того же Томаса Баха с призывом полностью отстранить Россию от участия в Олимпиаде-2016 за создание системы допинга на государственном уровне.
К слову, за нарушение конфиденциальности доклада авторов письма с призывом отстранить Россию осудили и некоторые международные спортивные организации и функционеры — в частности, Международная федерация водных видов спорта и глава ассоциации Европейских олимпийских комитетов Патрик Хикки.
Однако все это не отменяет сути обвинений в адрес России. Громкие заявления российских спортсменов, которых Родченков обвинил в использовании допинга несколько месяцев назад — вот, мол, мы сейчас подадим в суд за клевету, — пока так и не подкреплены конкретными действиями. Разумеется, можно списать это на желание дождаться выводов доклада комиссии Макларена. Но проблема в том, что
до сих пор ни одно громкое обвинение в адрес России по допингу за прошлые годы опровергнуто не было и по факту подтверждалось.
Мы выиграли только несколько свежих мельдониевых дел, самое громкое из которых — полное оправдание пловчихи Юлии Ефимовой. Да и то только потому, что WADA поначалу не определилось с минимально допустимой дозой при запрете этого вещества.
Позиция России, по сути, сводится к двум тезисам: надо отделить чистых спортсменов от нечистых, не наказывая всех, и робкая пропаганда в стиле «в США тоже принимают допинг, но и никто не думает дисквалифицировать эту страну».
Действительно, Олимпиада по своему изначальному смыслу и олимпийской хартии — соревнования отдельных атлетов, а не стран. И чистые спортсмены не должны страдать из-за нечистых. Но формально российских спортсменов (за исключением попавшихся на использовании запрещенных препаратов) никто и не обвиняет. Все обвинения в адрес России сводятся к тому, что государство создало масштабную систему употребления допинга в разных видах спорта и поощряло ее. И дисквалифицируют за это не спортсменов, как в самом громком случае с Федерацией легкой атлетики, а именно страну.
При этом МОК уже официально заявлял, что те российские легкоатлеты, которые выиграют иски в международном спортивном арбитраже, смогут выступать в Рио, причем под российским флагом. Как и попавшая на Игры благодаря соответствию антидопинговым критериям Международной федерации легкой атлетики Дарья Клишина.
Разумеется, в тех же США есть немало примеров употребления допинга. Но нет доказательств того, что спортивные и тем более государственные чиновники покрывали спортсменов-нарушителей.
Наоборот, они выводили таких спортсменов на чистую воду, не исключая мировых знаменитостей вроде бегуна-спринтера Тайсона Гэя или велогонщика Лэнса Армстронга. Даже самого титулованного олимпионика всех времен и народов, 18-кратного олимпийского чемпиона по плаванию Майкла Фелпса в свое время дисквалифицировали за употребление не являющейся допингом марихуаны во внесоревновательный период.
Доклад Макларена сам по себе не означает автоматического отстранения сборной России от Игр в Рио в полном составе. Решение будет принимать МОК. Конечно, выводы доклада и позиция 10 национальных антидопинговых агентств (включая такие важные для олимпийской семьи страны, как США, Германия и Япония), а также 20 групп спортсменов в адрес главы МОК с требованием отстранить Россию окажут дополнительное давление на руководство Международного олимпийского комитета. Но решать ему.
Причем для МОК в ситуации с Россией нет хороших решений.
Это не кризис или катастрофа только российского спорта — это глубокий кризис международного олимпийского движения.
Если Россию отстранят (большинство читателей «Газеты.Ru» уверены, что все к этому идет) — в Играх не будет участвовать одна из трех (наряду с США и Китаем) величайших мировых спортивных держав. Если не отстранят, Россия все равно будет на Олимпиаде моральной «хромой уткой» — страной, тянущей за собой шлейф допинговых скандалов. Притом что Олимпиада в Рио и так омрачена финансовыми скандалами, а также отказами многих спортсменов ехать туда из-за вируса Зика.
Если Россия все-таки будет представлена на Олимпиаде-2016, мировые СМИ наверняка припомнят хорошие личные отношения главы МОК Баха с Путиным. Опять же при любом решении судьбы России на Играх в Рио растет вероятность атаки на наше право провести чемпионат мира по футболу – 2018.
Кроме того, подтверждение в докладе комиссии Макларена обвинений Родченкова принципиально меняет место сочинской Олимпиады в истории Олимпийских игр. Теперь Россия не только, скорее всего, лишится неофициального командного первенства, которым так гордилась, но и сами Игры отныне будут восприниматься как грандиозная допинговая афера страны-хозяйки ради победы любой ценой.
Бойкот Олимпиады или попытки организовать нечто вроде параллельных Игр доброй воли только усугубят ситуацию.
Побеждать на «параллельных Играх» без участия ведущих спортсменов мира для привыкшей гордиться великими спортивными победами, да еще и политически очень амбициозной державы как-то не с руки. Нашим спортивным чиновникам, спортсменам и тренерам важно осознать, что при любом исходе борьбы за наше участие в Олимпиаде-2016 проблема не будет исчерпана.
На России поставлено допинговое клеймо, и стране еще долго предстоит доказывать миру, что мы действительно встали на путь исправления.
Именно так: не кричать «у вас нет доказательств», а доказывать собственную честность. У России теперь должен появиться свой новый олимпийский девиз: «Главное не участие, а победа над допингом».