Одно из известнейших изречений итальянского гуманиста и полимата Леона Баттиста Альберти звучит так: «Человек способен делать все, если захочет». Сам Альберти использовал свой ум на все лады: занимался математикой, картографией, философией, эстетикой, богословием и архитектурой. А его философия породила целую плеяду выдающихся людей искусства, политиков и ученых — от Микеланджело до Николая Коперника, которые до сих пор поражают наше воображение разносторонностью своих дарований и изобретательностью деяний.
Разносторонне развитых людей, которых в Древней Греции называли полиматами, после эпохи Ренессанса стали называть «людьми эпохи Возрождения».
Мастера эпохи Возрождения называли своими учителями именно древних греков, которые оказали на Ренессанс сильнейшее эстетическое и философское влияние, когда произошло слияние культур сквозь время и средневековая христианская Европа переосмысляла наследие древнего языческого Средиземноморья.
Современные технологии и культурная обстановка, интернет и глобализация снова способствуют слиянию культур, дают платформу для возникновения новых полиматов и людей эпохи Возрождения. В будущем таких людей, скорее всего, будут называть новым именем.
Полиматия — одна из трех муз древних греков. Ее имя буквально означает «много знаний, эрудиция». Плутарх также называет ее Полигимнией, покровительницей сакральной поэзии, гимнов и танцев, земледелия, пантомимы и красноречия. Многогранность этой музы — ключ к пониманию того, кто такие полиматы.
Полигимния в совершенстве умеет петь, танцевать, писать стихи, она искусный агроном и управленец, оратор и мыслитель.
В русском языке есть свое простонародное обозначение полимата: «ходячая энциклопедия» и «мастер на все руки».
В англоязычном простонародье таких людей называют Jack of all trades, иногда добавляя master of none. Несмотря на распространенное мнение, что невозможно угнаться за двумя зайцами и сидеть на двух стульях одновременно, полиматы доказывают, что талантливый человек действительно талантлив во всем.
Полиматы — сверхмотивированные люди, у которых хватает сил и энтузиазма для того, чтобы за одну жизнь по-стахановски перевыполнить человеческую норму деятельности в несколько раз. Что именно их мотивирует — индивидуально в каждом случае. Например, Леонардо да Винчи и Исаак Ньютон не были женаты, у них не было детей, сейчас таких людей принято называть асексуалами. В системе Фрейда все объясняется механизмом сублимации: подавленную и вытесненную сексуальную энергию да Винчи и Ньютон перенаправили в творчество и научный труд.
Предполагаемый гомосексуалист Микеланджело, который также был полиматом, по мнению основателя психоанализа, тоже сублимировал свою страсть к мужскому телу на создание совершенных и часто томных мужских образов в мраморе и на стенах Сикстинской капеллы.
Но не все полиматы были целомудренными. Например, Иоганн Гете был известным ловеласом, писал эротические стихотворения и до глубокой старости крутил романы с молодыми барышнями, что вовсе не помешало ему написать сотни стихотворений и пьес, совершить открытие в анатомии и разработать собственную теорию цвета (которой он пытался опровергнуть другого полимата — Ньютона), служить тайным советником и руководить популярным театром.
Леонардо да Винчи продвинул технику живописи за счет того, что начал писать картины с учетом физических характеристик глаза и с пониманием закономерностей процесса зрения. Он размыл четкость линий и очертаний, потому что глаз не видит точных контуров. Свет в его исполнении обрел глубину и начал преломляться. А самое главное — появилась проработанная перспектива, созданная по всем законам оптики.
Да Винчи утверждал, что настоящее научное открытие можно совершить, только обладая объемной теоретической базой. На протяжении многих лет он занимался вскрытиями трупов животных и людей и создал внушительную коллекцию сверхточных анатомических зарисовок, обогнавших по качеству передовые анатомические атласы того времени на пару столетий. В художественных кругах бытует мнение, будто вскрытиями и анатомией Леонардо занимался ради того, чтобы более точно рисовать своих персонажей на картинах.
Жизненные проблемы и вызовы, кажется, играют значительную роль в формировании полиматов и мастеров на все руки.
Можно предположить, что организм полиматов устроен так, что они обеспечены в разы превышающим норму уровнем тревожности. Это значит, они сохраняют высокий уровень неудовлетворенности жизнью, а следовательно, находятся в постоянном напряжении.
Многие люди не способны разгадать в этом дискомфорте золотую жилу: типичный вариант поведения тревожного человека — обзавестись снимающей напряжение зависимостью и закончить полной неспособностью к продуктивной работе. Однако гораздо более мудро будет найти нечто успокаивающее в занятиях. Например, родом из детства, где еще не было варианта стать зависимым от алкоголя, секса или компьютерных игр.
Из непринужденного бесполезного хобби при должной страсти может родиться призвание, из следования своим интересам — человек Возрождения.
Леонардо и Ньютон жили много столетий назад и давно стали легендами, обросли мифами и теперь как бы свысока смотрят на нас. Сложно представить себе, что это были такие же обычные люди, со всем набором страстей и недостатков. Они носят титул гениев, и по их лекалу мы раздаем этот титул в наше время.
Современные полиматы выглядят намного демократичнее и доступнее, а самые известные из них так или иначе связаны с современными технологиями.
В 2005 году в своей речи перед выпускниками Стэнфордского университета многогранный Стив Джобс дал молодым людям три совета, первый из которых наглядно демонстрирует, что значит быть полиматом в наше время. Он рассказал, что проучился в колледже всего пару месяцев, а потом бросил его, но еще полтора года продолжал посещать выборочные лекции, в том числе курс по каллиграфии. Он понятия не имел, зачем ему нужна каллиграфия, но следовал своим склонностям и вкладывал усилия.
Через 10 лет оказалось, что эстетские увлечения молодого хиппи пригодились при создании первого «Макинтоша». Благодаря тому что он был не просто технарем и бизнесменом, но еще и эстетом и в какой-то мере художником, мы получили культ фирмы Apple. В своей речи Джобс призывает следовать зову сердца, жить и развиваться, не пытаясь заранее предугадать, что в жизни выгодно, а что нет.
Одно из объяснений продуктивности полиматов заключается в том, что именно их упорная разносторонняя деятельность оказывает влияние на развитие их мозга.
Чем больше нового узнает человек, тем больше знаний он связывает в рабочую систему.
Чем чаще он осваивает новые навыки, тем больше появляется свежих нейронных цепей в мозгу. Чем больше цепей активизировано, тем лучше они связываются друг с другом и тем более становятся способными на взаимозамещение и обмен функциями.
Видимо, в этом обмене и кроется природа человеческой изобретательности. Кроме того, это замещение играет важную роль в эффективности мозга. Люди, занимающиеся активным творческим интеллектуальным трудом, менее подвержены болезни Альцгеймера не потому, что их мозг от нее сохранен. Просто когда некоторые части мозга поражены, он умеет компенсировать пораженные участки соседними областями без потери продуктивности.
Американский теоретический физик Ричард Фейнман, один из создателей ядерной бомбы и квантовой электродинамики, советовал бережно относиться к тому, на что мы направляем силы своего ума. В своей автобиографии он рассказывает следующую историю: в кафе или ресторане все время нужно выбирать что-то из меню, и одних десертов в нем может быть более десятка. Так что в один прекрасный день Фейнман заказал себе шоколадное мороженое и, чтобы экономить время и силы, до конца своих дней выбирал один и тот же десерт.
Экономя силы в бытовых мелочах, Фейнман мог себе позволить в дополнение к физике заниматься философией, методологией науки и психологией.
Идея воспитания полиматов, разносторонних личностей, заложена в основе современного образования: ребенок в школе изучает точные науки, литературу и искусства, учиться петь, рисовать, мастерить. Из-за качества образования большинство школьников не воспринимают такой многофункциональный подход с самого начала, множество предметов кажутся детям совершенно бесполезными и бессмысленными из-за того, что учитель сам не заинтересован в том, что преподает.
Однако чем ближе к окончанию школы, тем острее встает вопрос специализации: молодому человеку настойчиво рекомендуют определиться, чему он собирается посвятить свою жизнь, и выкинуть из головы все остальное. Есть также мнение, что такая мультипрофильная школа работает неэффективно потому, что не учитывает особенности и специальные способности детей, поэтому детей как можно раньше следует распределять по специализациям с учетом их склонностей. Однако
при обучении в рамках узкой специализации мозг с раннего возраста начинает терять свою гибкость, познавательные способности в целом снижаются, и у человека исчезает стимул и привычка учиться чему-то новому.
Незаинтересованный школьник думает только о том, как бы ускользнуть от ответа перед учителем, ищет удобного случая, чтобы прогулять уроки, и хочет поскорее домой, где его ждет воля. Незаинтересованный работник старается ускользнуть уже от начальника, следит, как бы его не нагрузили лишней работой, ну и, конечно же, мечтает об окончании рабочего дня. В таких условиях мозг школьника (как и мозг взрослого) одинаково страдает от бездействия и неприкаянности, ничему особо не учится и просто воспроизводит то, что и так умеет.
Однако человеку все же выгоднее развивать свои способности, чем отсеивать лишние умения. Допустим, кто-то с детства склонен к рисованию, но вместо художественной школы родители отдали его на уроки игры на баяне. Повзрослев, такой человек баян бросит, станет работать специалистом. Но каждый раз при взгляде на интересную картину его душа станет ныть: в голову полезут мысли о кисточке и холсте. Но воспоминание о том, как мучительно в детстве давался процесс «творчества», как тягостно проходили часы за ненавистным баяном, заставят его отказаться от этой идеи. Он напомнит себе, что вообще-то он менеджер, а художником станет разве что в следующей жизни. Это сработал предохранитель, экономящий усилия организма на бесполезные и даже опасные действия, которые стали таковыми в процессе неправильного обучения.
Мозг не только хочет учиться, он еще отвечает за энергосбережение всей системы.
Чтобы уговорить мозг выделить ресурсы организма на освоение нового навыка, необходимо хорошее основание, иначе говоря — мотивация. Если отдаться романтическому настроению и все же взяться за рисование, мозг вполне возможно перестроить, чтобы он стал работать на действительные потребности. Так люди наконец находят время для рисования, средства для материалов, а если все идет хорошо, то действительно могут стать тем, кем мечтали изначально.
Мотивация для перемен и расширения лежит в сфере души и ее эмоциональной жизни, и, возможно, один из секретов полиматов в том, чтобы слушать свое нутро.
В наше время идеалы эпохи Возрождения можно найти в американском хип-хопе. Изначально хип-хоп-культура включала в себя четыре направления: граффити, брейк-данс, MC'инг и диджеинг. Так что настоящему хип-хоперу — как и музе Полиматии — нужно было и петь, и танцевать, и слагать гимны и песни, проводить церемонии и практиковаться в рифмованном красноречии.
Роберт Диггз (RZA из Wu-Tang clan) начинал как музыкант, продюсер и поэт, после встречи с Квентином Тарантино стал еще и композитором, актером, режиссером, писателем и филантропом.
Ненавистный многим и известный всем Канье Уэст начинал как композитор, музыкант и поэт, а стал режиссером, дизайнером и бизнесменом. Оба музыканта вышли из городских трущоб, а их родители росли во времена, когда расовая сегрегация в американском обществе бушевала по полной программе.
Да Винчи, кстати, отнюдь не фамилия Леонардо, а название местности в Италии, из которой он родом. Фамилии у него не было, потому что он был бастардом — незаконнорожденным сыном знатного отца. Это обстоятельство не давало покоя Леонардо всю жизнь, и многие склонны считать, что именно ощущение безродности заставляло его так активно работать всю жизнь. Он хотел доказать себе, отцу и миру, что он на самом деле чего-то стоит.
Чернокожие в Америке еще полвека назад находились в абсолютно подавленном состоянии. Потому, получив свободу и равенство, они с утроенным энтузиазмом бросились доказывать себе и белым, что они на самом деле чего-то стоят. Можно сколько угодно спорить о качестве того, что они делают, однако никто не может отказать им в упорстве и изобретательности, а также в гиперактивном стремлении реализовать все позитивные возможности в жизни. Они пробуют и поднимают этот вопрос в общественном сознании, в то время как политики, бизнесмены и в первую очередь чиновники наперебой взывают к тому, чтобы люди не распылялись, получали одну специализацию — и не лезли в сферу чужой компетенции.
Для сильных мира сего в такой позиции есть резон. Специализация с необходимостью превращает человека в функцию большой машины, делая ставку на производство вполне конкретного продукта — желательно без перерывов на всевозможные размышления.
Специализация обедняет человека и отрезает его от достижений современной ему мысли, делая его беспомощным и нуждающимся в руководстве.
Но человек не машина, и ценность его жизни не в производстве, а в творческом проживании каждого момента его жизни и реализации творческого потенциала. Для более полной реализации нам стоит отказаться от идеи ограничивать себя какой-либо областью и, возможно, даже предать публичному поруганию теорию о делении на физиков и лириков. Благо в новой цифровой эпохе когнитивный процесс построен так, что даже специалист не может оставаться специалистом, не изучая постоянно смежные области знания, которые именно сейчас начинают мутировать и приобретать интересные синтетические формы.
А это значит, что скоро в полиматах возникнет настоящая необходимость.
Автор — редактор раздела «Преклонение» самиздата «Батенька, да вы трансформер»
Трансформации «Батеньки»
Текст опубликован в рамках проекта гастролей авторов «Батеньки» в «Газете. Ru».
За полтора года существования самиздат «Батенька, да вы трансформер» опубликовал больше тысячи текстов, написанных как одними из лучших отечественных журналистов, так и людьми, которые прежде не писали вообще. Самиздат опубликовал 176 свидетельств, собранных у жителей со всей Земли, о том, как они лицом к лицу столкнулись с трансформациями этого мира, — и это только начало исследований. Самиздат даже ездил в Крым искать следы великого русского боевого дельфина и нашел их. Самое главное во всей этой истории — тот факт, что самиздат существует без какого-либо финансирования, денег и инвесторов никогда в своем распоряжении не имел и все сделано и нарисовано своими руками и на голом энтузиазме и вере в свою задачу. Самиздат можно поддержать — для этого запущена краудфандинговая кампания.