«Пусть к нам едут. В Советском Союзе выезжали, пусть вернутся», — с улыбкой ответил Владимир Путин на слова президента Европейского еврейского конгресса Вячеслава Кантора о том, что положение европейских евреев сегодня «худшее со времен Второй мировой войны».
«Вот это принципиально новая фундаментальная идея, — не растерялся Кантор. — Мы ее обсудим на конгрессе обязательно. И надеюсь, мы вас поддержим».
Вроде как посмеялись, но приглашение президента уже подхватил глава Еврейской автономной области Александр Левинталь, который сообщил, что Дальневосточный регион готов принять пострадавших от антисемитизма европейских евреев.
Впрочем, что ему оставалось? Спорить с президентом у нас не принято, хотя даже скупые на описание эмоций информагентства подчеркнули: предложение глава государства делал «с улыбкой» на лице. Тут и традиционный президентский юмор, который в этом случае кому-то может показаться сомнительным и даже неуместным: из СССР евреи уезжали вовсе не от хорошей жизни, а от пятой графы в паспорте, негласного запрета на поступление в целый ряд вузов, занятие определенных должностей и прочих проявлений политики ползучего государственного антисемитизма. Да и в район Биробиджана, по некоторым данным, готовилась массовая депортация на исходе сталинского правления.
Но в этой же улыбке, похоже, и понимание даже самим президентом, что едва ли европейские евреи поспешат воспользоваться его «любезным» приглашением. Дружной улыбкой ему и ответили.
Хотя, казалось бы,
в сегодняшней России положение евреев как национальной группы едва ли не самое стабильное и устойчивое за всю историю страны.
Даже Антидиффамационная лига, которая была создана столетие назад для отслеживания уровня антисемитизма в мире и которую трудно заподозрить в занижении соответствующих показателей, констатирует, что многие годы в России отношение к евреям остается вполне позитивным по европейским стандартам и даже лучше, чем во многих соседних странах.
Уровень антисемитизма они оценивают в 30% (этот показатель отражает согласие с наиболее устойчивыми негативными стереотипами о евреях, вроде того, что «они оказывают слишком большое влияние на политику и бизнес») — это чуть выше, чем в Германии (27%), Латвии (28%) и Эстонии (22%), но заметно ниже, чем на Украине и в Белоруссии (по 38%), Литве (36%) и Франции (37%).
В Москве открыт и успешно работает один из крупнейших еврейских музеев, в который регулярно наведывается сам президент. По Первому каналу только что показали в целом комплиментарный фильм Владимира Познера об Израиле. Президента упрекают во многом, но точно его трудно упрекнуть в негативном отношении к евреям. Даже просто судя по фамилиям многих людей, которые его окружали в разные периоды жизни.
Даже уличные акции националистов имеют в последнее время скорее антикавказский, а не антиеврейский, как в годы перестройки или ранние 90-е, характер.
Напротив, Европа выглядит все менее привлекательным для еврейской жизни местом. Большое беспокойство вызывает очередная волна мусульманской иммиграции с Ближнего Востока: по мнению лидеров еврейских общин, новые иммигранты воспитаны в духе воинствующего ислама, который проникнут антиизраильским и антиеврейским духом.
Американский еженедельник Jewish Press, ссылаясь на данные Европейского еврейского конгресса, пишет, что почти треть проживающих в Европе евреев больше не чувствуют себя в безопасности и думают об эмиграции в Израиль или другие страны.
Слова Вячеслава Кантора не кажутся таким уж преувеличением: «В тучные, богатые годы либеральная демократическая Европа справлялась с проблемами инокультурных сообществ. Но с начала кризиса Европа изменилась. Мы видим здесь взрывной рост национализма, ксенофобии, расизма, как грибы растут праворадикальные движения. Проявления исламского фундаментализма и экстремизма подстегивают эти настроения. И это не только сегодня во Франции: это Германия, Великобритания, а также Греция, Венгрия, Швеция и Италия».
Но даже при этих вводных массовый исход евреев обратно в Россию кажется фантастикой на грани ненаучной. Причины те же, почему не торопятся на нашу землю и люди всех остальных национальностей:
похоже, никому, кроме китайских арендаторов в Забайкалье, она сегодня не кажется обетованной.
Даже если чувствовать себя защищенной может этноконфессиональная группа в целом, то каждый отдельный представитель в любой группе рискует столкнуться со всеми теми особенностями российской жизни, о которых не принято говорить на встречах с президентом, живописуя ужасы Европы.
В тот же день, когда Путин предложил евреям возвращаться, стало известно, что департамент образования Москвы проводит массовую проверку учащихся на наличие у них второго гражданства. Нетрудно догадаться, какие исторические ассоциации вызовет эта и все подобные акции по стигматизации меньшинств у представителей народа, веками от «особого» отношения страдавшего.
Плюс к тому полномасштабный кризис, которому не видно ни конца ни края. Плюс, непрозрачная экономическая политика, которая, все более очевидно, не рассчитана на преодоление этого самого кризиса посредством открытия экономики и поощрения новых самостоятельных решений. Отсюда же репутация страны, которая закрывается от развитого мира, а вовсе не собирается стать ему конкурентом в любой из областей, кроме военной.
Многие ли увидят в таком положении дел перспективы для себя?
Наконец, быть может, самое главное. Да, сейчас в России редкая в истории пора, когда бытовой антисемитизм загнан на кухни и в государственной политике никак не используется даже при всей склонности власти искать все новых «врагов». Но, возможно, именно на этом примере лучше всего видно, насколько улучшения общественного климата зависят исключительно от сиюминутной политической конъюнктуры и не отражают изменений в глубинном сознании общества.
Не будет Путина — не будет не только России, как говорил высокопоставленный чиновник, но и межэтнического мира.
Лишь маленький штрих к этой неприглядной картине — заголовок в чеченском официозном СМИ, обыгрывающий еврейское происхождение поэта и оппозиционного публициста Дмитрия Быкова.
В общем, нет сомнений, что иностранные евреи в Россию не поедут. Скорее, наоборот: уедут наши собственные. Что очень печально по многим причинам, в том числе сугубо прагматическим. Так, важным источником первоначальных инвестиций в китайское экономическое чудо были деньги эмигрантов, которые десятилетиями раньше покинули Китай, спасаясь от гражданской войны и коммунистической власти. Дэн Сяопин смог убедить их, что вкладывать в родину — выгодно, и не прогадал в итоге никто.
Сегодня Израиль — одна из немногих развитых стран, с которыми мы сохранили добрые отношения. Это и безвизовый туризм, и сельское хозяйство, и медицина, и технологии. Вообще, экономика Израиля за последние 15 лет претерпела серьезные изменения.
Только сделано все это было прежде всего людьми. Поэтому особенно полезно нам было бы импортировать оттуда не только оборудование и овощи, но главное – мозги. Пока, увы, дальше «улыбчивых приглашений» дело не идет. Цифры говорят сами за себя: за первые шесть месяцев 2015 года из России в Израиль уехали 3146 человек, это на 52% больше, чем годом ранее.
Очереди в израильском посольстве в Москве стоят вот уже почти два года, с момента присоединения Крыма: граждане России, несмотря на закон о втором гражданстве, получают вид на жительство на «всякий пожарный». Еврейскому народу, как, возможно, никакому другому, известно, что он может случиться в любой момент.