Доллар и евро открыли последнюю неделю уходящего года максимумами с того самого «черного вторника», 17 декабря 2014-го, когда в России первый день действовала резко повышенная ключевая ставка 17%.
В понедельник американская валюта в ходе торгов пробивала отметку 72 рубля, а европейская – 79.
Хотя на этот раз причинами нового ослабления рубля стало очередное падение мировых цен на нефть и предновогодний спрос на валюту, это происходит на фоне валютной медиапаники.
Все началось с вала сообщений СМИ о новом положении Банка России, регулирующем правила обмена валюты. Хотя это положение всего лишь приводит правила в соответствие с действующим аж с 2001 года федеральным законом о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, однако люди восприняли новость буквально.
Дескать, с 28 декабря не только без паспорта и ИНН, а главное, без заполнения в обменнике подробной анкеты со всеми персональными данными больше двухсот долларов не поменяешь. Разъяснения ЦБ, что пока ничего не меняется, действия не возымели.
Но любые новые изменения в запретах и ограничениях наши граждане привыкли уже воспринимать как закрытие и запрет всего и вся.
История с анкетами была воспринята той частью населения, которая еще может позволить себе менять рубли на доллары или евро, как подготовка к введению налога на валютные операции, который фактически сведет на нет единственную выгоду от падения рубля для обывателей — возможность сберегать свои доходы в более крепкой валюте.
Как обычно, подливают масла в огонь панических слухов не несущие никакой ответственности за жизнь граждан и экономику страны депутаты. На сей раз депутат от ЛДПР Иван Сухарев решил повторить путь к славе своего коллеги по фракции депутата Михаила Дегтярева, законопроект которого от ноября 2013 года о запрете хождения доллара в России до сих пор постят в качестве страшилки в соцсетях. Депутат Сухарев сочинил законопроект, в котором предлагает запретить валютные операции между гражданами России.
Между тем любое покушение на свободный обмен валюты способно вызвать панику, сопоставимую с исчезновением важнейших продуктов питания в магазинах крупных городов. Даже несмотря на то, что две трети россиян не имеют никаких сбережений, а из имеющих далеко не все постоянно меняют валюту.
Свободный обмен валюты остается одним из важнейших, фундаментальных достижений постсоветской России. Им пользуется все активное население страны, независимо от политических и экономических взглядов.
Поэтому запрет полного обращения валюты в стране пока выглядит не просто самоубийственным, но и маловероятным. Зато вполне могут быть введены ограничения на вывоз валюты или лимитирование транзакции по валютным картам.
Любые телодвижения в сторону ограничения на обмен валюты воспринимаются россиянами как возвращение к СССР и уголовной статье за хранение валюты, а также все больше отворачивают людей в сторону серых схем и нелегальных обменников. И уж точно — к попыткам граждан забирать деньги со вкладов – причем как валютных, так и рублевых. Возможность спокойно поменять валюту настолько вошла в привычку россиян, что любое ограничение реально может быть воспринято миллионами людей как попытка окончательно «закрыть страну».
Ответной реакцией на такие меры и даже на такие слухи может стать стремление граждан побыстрее поменять валюту, пока не запретили. А это способно привести к перебоям с валютой в банках и моментальному распространению слухов о коллапсе банковской системы.
Для дестабилизации обстановки в стране это будет куда страшнее любых акций дальнобойщиков. Валютную панику с помощью ОМОНа и ГИБДД не собьешь.
А новое резкое повышение ключевой ставки, как в декабре прошлого года, вновь сделает абсолютно недоступными кредиты, а также может привести к очередному витку роста цен, дальнейшему ослаблению рубля и обнищанию людей.
Сегодня объем вкладов населения в российских банках — порядка 20 трлн рублей. Объем сбережений населения в «чулках» неизвестен даже приблизительно. В середине 2000-х были оценки, что это порядка 20 млрд долларов. Сейчас должно быть меньше — все-таки Россия до 2013 года переживала бум вкладов несколько лет подряд.
Понятно, что в условиях жесточайшего кризиса (финансового в том числе) государству позарез нужны спрятанные народом деньги в обороте. Но вместо того, чтобы предлагать условия, которые заставят бережливых вытащить заначку из матраса, дурацкие квазипатриотические (а на самом деле антинародные в самом буквальном смысле) законопроекты лишь сильнее пугают людей изъятием этих денег.
В общем, если государство не хочет массовой финансовой паники, лучше не вводить экзотических национальных требований за пределами действующих в цивилизованном мире. Новые правила регулирования вводить очень осторожно и продумано. А еще лучше вообще не делать никаких резких движений. Это как раз тот случай, когда лучше всего просто ничего не менять.