Год назад обвал рубля, считают многие независимые эксперты, был во многом спровоцирован помощью, которую правительство и ЦБ оказали нефтяникам. В этом году катализатором роста цен, в первую очередь на продукты, становится система «Платон», которую уже прозвали «налогом Ротенберга».
В письме на имя премьера производители и продавцы продуктов пишут, что после введения «Платона» «тарифы на перевозки в некоторых регионах выросли до ста процентов». Мелкие перевозчики, по их словам, разоряются, крупные – не успевают справляться с заказами. Это грозит повышением цен перед новогодними праздниками, причем на самые дешевые продукты, и исчезновением с прилавков некоторых товаров.
Ранее председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что «Платон» увеличит инфляцию в России на 1,5%. Бизнес-омбудсмен Борис Титов настроен более пессимистично — по его расчетам, на все 2,7%.
В качестве альтернативы (если уж бюджет страны надо спасать) предприниматели предлагают повысить топливные акцизы с учетом расхода бензина. Логично — кто больше ездит по дорогам, тот больше и платит.
Но ни их, ни продолжающих протестовать дальнобойщиков власть не слышит. Даже напротив, начинает обвинять недовольных в том, что они просто не хотят «светить» свои нетрудовые доходы.
Так, в среду Дмитрий Медведев в своем интервью журналистам телеканалов сказал, что бастует лишь небольшая часть дальнобойщиков, намекнув, что недовольство возникает в первую очередь со стороны нелегалов, «серых» перевозчиков, которые нигде не зарегистрированы, не платят налоги и вообще неясно, «что возят».
Показательным оказалось также общение власти и бизнеса на прошедшем 8 декабря Московском экономическом форуме. Два выступления на нем — предпринимателя Дмитрия Потапенко и директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина — стали хитами в рунете.
«Все молоко в России возится машинами свыше 12 тонн. Только в совхозе Ленина — 12 автомобилей. Мы просто никогда не выходим на улицу — у крестьян другой менталитет. Они последние, кто выходит. Если уж выйдут, значит, совсем все плохо», — говорит Грудинин, перечисляя налоги и сборы, которые ударили в этом году по сельскому хозяйству: кадастровый налог на землю, торговый сбор, система «Платон»…
А в ответ на замечание первого зампреда комитета ГД по промышленности Владимира Гутенева «Это же не мы санкции вводили против Европы и Америки» — просто взрывается: «А кто их вводил? Вы где живете? Если правительство не может ничего — пускай уйдет само».
Дмитрий Потапенко также перечислил основные удары по экономике, которые нанесло по ней российское же правительство. Это продовольственное эмбарго, «которое введено конкретно под передел рынка и привело к отсутствию конкуренции и росту цен». Это указ об уничтожении санкционных продуктов и «искусственная девальвация рубля». Это запредельные ставки кредитования — «их нам не Обама сделал». И — контрольный в голову «Платон», «прекрасный в самой своей логике — потому что мы уже трижды берем с логистической составляющей» (транспортный налог, акцизы на топливо и «налог Ротенберга»).
Предприниматель делает вывод: «Диалог бизнеса и власти все последние 20 лет происходит как диалог мясника с коровой.
Ласково заглядывая в глаза и держа нож под горлом, с вопросом: а что у нас сегодня — говядина или молоко?»
Показательна и реакция на этот явно наболевший монолог со стороны представителя власти. Сначала Гутенев пытался рассказать, как плохо ведут себя Украина и европейские партнеры по отношению к России. Потом намекнуть, что оппозиции не удастся раскачать дальнобойщиков. А под конец депутат сообщил, что российский бизнес тоже нельзя назвать «белоснежным» — и от налогов пытаются скрываться, и от проверок уходить…
Как российский парламент скорее имитирует законодательную власть, так и диалог власти с бизнесом давно превратился в фикцию. Если предприниматель не считает, что все в стране идет хорошо, то он — или оппозиционер, или мошенник, да и вообще посмотрите на Запад, там все еще хуже и жестче.
В таких условиях предприниматели предлагают самую лучшую стратегию для поддержки бизнеса со стороны власти — просто на какое-то время забыть о его существовании. Потому что, несмотря на щедрые обещания — не мучить, не обирать, не сажать, а даже, наоборот, защищать и развивать, на практике становится только хуже. Думается, именно потому те споры, которые давно велись в кулуарах различных экономических форумов, сегодня вырвались в открытую дискуссию — просто от «коровы» уже почти ничего не осталось.
То, что диалог с властью зашел в тупик, средним и крупным бизнесменам стало очевидно давно. Сегодня, благодаря «Платону», это доходит и до самых мелких частников
— дальнобойщиков, крестьян, производителей и продавцов продуктов, многих других. И только у премьер-министра радужное настроение «Все будет хорошо». Но хотелось бы уточнить, кому именно и когда.
В следующем году в дорожный фонд планируется собрать с автоперевозчиков более 40 млрд руб. по системе «Платон», заявил вице-премьер России Аркадий Дворкович. Дальнобойщики 11 декабря намерены провести против «Платона» несанкционированную акцию протеста. Очевидно, их снова сочтут врагами, оппозицией. Или просто коровой. Помычит и обреченно пойдет на бойню.