В акциях протеста дальнобойщиков участвует в основном средний и малый бизнес – крупные фирмы наблюдают. С одной стороны, им, крупным, тоже придется с марта платить по 3,06 рубля налога за каждый километр пробега по федеральным трассам, что вряд ли их сильно радует. С другой – если мелкие и средние конкуренты, разорившись, уйдут с рынка, то объемы перевозок оставшихся вырастут.
Бастующие уверены, что новый тариф приведет не только к разорению небольших грузоперевозчиков, но и к серьезному росту цен на перевозимую ими продукцию. Кабины большегрузов, остановившихся в среду на обочинах федеральных трасс, обклеены плакатами «Заплатит дальнобойщик, а подорожает ВСЕ!». Причем в цену товаров может войти не только сумма нового сбора — фирмы наверняка включат в тариф и страховку на случай штрафа. Ведь штраф в миллион рублей — не шутки.
Да и поможет ли этот новый сбор улучшить качество дорог — тоже большой вопрос. Общественники приводят расчеты — нет, не улучшит.
Товары просто начнут перевозить на 10-тонниках, и вместо одной фуры на дороги выедут два-три 10-тонных грузовика, которых новый налог не коснется.
Так уже произошло на МКАД, где запрет движения автомобилей с разрешенной массой больше 12 тонн привел к замене одной фуры на два-три грузовичка, которые лишь увеличили трафик на МКАД и ущерб для дорожного покрытия, уверены общественники.
На обочине российской экономики могут оказаться не только фуры.
Так, москвичи горячо обсуждают очередное решение мэрии по сокращению ларьков, которых в городе и так почти не осталось (с 9 тысяч на начало года к концу их должно остаться не больше 2,5). И не только потому, что людям приходится все дальше от дома покупать продукты и товары, но и потому, что выживаемый таким образом из города малый торговый бизнес теряет рабочие места.
Теоретически малые бизнесмены могут претендовать на места в новых торговых центрах, по числу которых Москва перегнала мировые столицы, но ставки аренды там намного выше, а торговые центры даже в условиях кризиса не готовы идти им навстречу.
В результате становятся безработными люди, которые не только не сидели на шее у государства, а пытались заработать сами и дать заработать тем, кого нанимали на работу.
Питерцы не менее горячо обсуждают законопроект городского комитета по транспорту, по которому число такси в городе планируется сократить до четырех машин на каждую тысячу горожан. А попутно раскрасить обычные автомобили такси в белый цвет, а машины бизнес-класса — в черный. Граждане подозревают, что законопроект продвигается в интересах крупных таксофирм и приведет это лишь к росту тарифов.
Наступление идет со всех сторон: до 20 ноября вступит в силу приказ, который повысит единый налог для малого бизнеса почти на 16% — это самый высокий рост за все время существования этого налога. Пользоваться им разрешено розничной торговле, предприятиям, занимающимся общественным питанием и бытовыми услугами. Рост налога — еще один весомый аргумент для предпринимателя, чтобы закрыть свой бизнес или увести его в тень.
У крупных фирм есть покровители — они же лоббисты правительственных решений. Мелкие и средние коммерсанты выживают (сегодня, скорее, не выживают) в одиночку.
На словах поддерживают малый бизнес все: от президента до региональных чиновников, но, по сути, заинтересованы в его развитии лишь обычные граждане — именно на потребителях в конечном итоге отразится новый налог на дальнобойщиков, сокращение числа ларечников и таксистов. В первую очередь — повышением цен на товары, в том числе на продукты. Во вторую — появлением все новых безработных. Причем остаться без средств к существованию в одночасье могут целые семьи — мелкий бизнес у нас зачастую именно семейный.
Вот только общество сегодня фактически исключено из механизма принятия государственных решений, а потому никакой поддержки, кроме моральной, малым предпринимателям оказать не может.
Наблюдать подобные нововведения особенно странно на фоне очевидных проблем в российской экономике. Понятно желание властей пополнить за счет все новых сборов пустеющий на глазах бюджет. Понятно желание возможных бенефициаров подобных решений – от владельцев ООО, назначенного (!) оператором системы взимания налога с фур, до хозяев крупных торговых сетей в Москве – заработать за счет устранения с падающего рынка конкурентов.
Но разумно ли помогать выживать десяткам крупных, разоряя сотни тысяч мелких, фактически ломая тот самый «хребет экономики», которым является малый и средний бизнес?
И насколько дальновидно это с политической точки зрения? Ведь протесты дальнобойщиков, за которыми сегодня в некоторых регионах внимательно наблюдал ОМОН, могут показаться детскими шалостями, когда потеряют работу сотни тысяч мелких предпринимателей, а рост цен, который неизбежно следует за сокращением конкуренции на рынке, превратит в бедняков миллионы граждан.
В среду полиция задержала двух организаторов акции протеста дальнобойщиков на трассе М5. До марта, когда новый сбор поднимут до трех с лишним рублей за километр, правоохранители могут выявить и постараться так или иначе усмирить других вожаков протеста дальнобойщиков в регионах, чтобы по весне забастовки не возобновились. Но это если и решит проблему, то лишь на время.
Кажется, российская экономика стремительно восстанавливает структуру Советского Союза — больших, государственных, непрозрачных и неэффективных компаний. О гражданах при этом думают мало. О бизнесе, который мелкий, абстрактный и не свой, не думают вовсе. Не до того.
Да, безопасность полетов — это жизненно важно. Но зачем при этом убивать последние, еще оставшиеся в живых после обвала рубля, туристические компании?
Да, поддержание безопасности на автодорогах — не менее важно. России давно нужны современные трассы — не проходящие по городам и деревням, где под колесами в любой момент могут оказаться нерасторопные жители. Но изменится ли на самом деле что-то на этих дорогах после введения дополнительных сборов с 12-тонников? И почему движение в этом направлении надо начинать с разорения владельцев фур?
Да потому что это все «розница» — черная, малозаметная, неблагодарная. А есть дела поважнее. Покрупнее и понасущнее. Остальное подождет. Как из века в век в России. Поэтому в ней по-прежнему нет хороших дорог. Нет бизнеса, который уважают и с которым считаются. Нет налогоплательщиков, которым не все равно, куда идут их налоги. Есть лишь безликий обыватель. Он же, когда требуется, — рассерженное большинство. Он же, раз в несколько лет, — человек у урны. С бюллетенем в руке. От которого все равно мало что зависит.