В начале недели разразился скандал с праздничным баннером в подмосковной Ивантеевке. В городе появился плакат с надписью «Они сражались за Родину!», на котором летят бить врага немецкие летчики. Городской глава уже извинился, назвал случившееся «безобразным фактом», и пообещал, что виновные будут наказаны. Баннер сняли и в срочном порядке установили новый, уже с советскими солдатами.
Впрочем, случай в Ивантеевке — лишь эпизод в бесконечной череде предпраздничных скандалов. Из года в год нарастает количество несуразных и даже пошлых поздравлений ветеранов, зачастую с грубейшими историческими ошибками. В этом году «прославились» на всю страну торт в виде похоронки, вьетнамки с перемычкой в виде георгиевской ленты, Знамя Победы на ценниках в секс-шопе и т.д.
Все потому, что ритуальная память о войне вытесняет живое чувство. Победа в войне на наших глазах становится обезличенным символом, мифом, не имеющим никакого реального отношения к частной жизни людей.
Потому люди пытаются отметить праздник как могут, особенно не вдаваясь в его смысл, а дизайнеры берут первую попавшуюся фотографию войны и лепят ее на плакат.
Регионы по случаю Дня Победы соревнуются в патриотизме. Мэрия Нижнего Тагила к 9 Мая закупила 20 тысяч георгиевских лент. Кто больше? В Москве рисуют на торце дома «самый большой в мире портрет маршала Жукова», как будто размер здесь имеет значение.
Параллельно развивается не менее абсурдный сюжет с решением книжных магазинов Москвы снять с продажи комикс о холокосте «Маус», где мышки-антифашисты сражаются с кошками-нацистами. Графический роман Арта Шпигельмана был издан более 35 лет назад, стал популярным во всем мире, создал целый жанр в литературе и получил Пулитцеровскую премию. Как роман о холокосте может пропагандировать нацизм, совершенно неясно.
Видимо, книжные магазины испугались свастики на обложке и решили таким образом перестраховаться, хотя тот же Роскомнадзор пояснял, что свастика запрещена, если она используется в пропагандистских целях.
Здесь налицо тот же печальный формализм, что и в случае с подмосковным плакатом. Нужна военная фотография — можно взять и фотографию немецких пилотов, кто их разберет. Есть изображение свастики на книге — ее лучше бы спрятать, и совершенно неважно, о чем книга на самом деле.
Сегодня многие забывают, что Праздник Победы — это не георгиевские ленты, висящие на каждом углу. И даже не байкеры, взявшие курс «на Берлин!».
Это в первую очередь память о войне. Живая история, переданная современниками войны своим детям и внукам, для того чтобы они смогли сохранить ее и передать уже следующим поколениям.
Недостаточно просто клеить на всех дверях и турникетах всех станций московского метро георгиевские ленты, обеспечивая денежными госзаказами коммерсантов, необходимо вернуться к главным героям этого праздника — людям, которые выстрадали ту войну.
Одна из таких живых акций, которая славит не абстрактную Победу, а конкретных победителей, — шествие «Бессмертного полка». Девизом акции, которая три года назад родилась на томском телеканале ТВ2 (к слову, в этом году канал лишили лицензии на эфирное вещание), а в последующие годы охватила большинство городов России, стали слова, призывающие помнить всех, кто помогал приближать Победу: «Они должны идти победным строем в любые времена».
Может, потому с таким энтузиазмом, без организации сверху, и встают в ряды «Бессмертного полка» люди по всей стране, что это шествие стало акцией памяти о каждом солдате, который и был настоящим победителем в Великой Отечественной. И что внуки и правнуки эту его победу не забыли.
Государство может заметить и отметить лишь некоторых из героев. А помнить каждого отдельного бойца можем только мы — его родные и близкие.
Хорошо, что в этом году Москва присоединилась к акции «Бессмертный полк», и 9 мая, после основного парада по Красной площади, люди пронесут портреты своих родных и близких, участников Великой Отечественной. Но какое отношение к той войне имеет демонстрация современной боевой техники? И почему сначала самолеты, а дедушки — потом? Куда справедливее было бы наоборот.
Сегодня «Газета.Ru» совместно с правозащитным обществом «Мемориал» запускает спецпроект, в котором дети пишут сочинения о войне, пытаясь искренне и добровольно разобраться, что она значила и значит лично для них. Как она прошлась по их семье, почему в послевоенные годы 9 Мая был праздником скорбным, а не веселым. Почему их прадеды твердили как заклинание фразу «Лишь бы не было войны».
Автору того же «Мауса» это не надо было объяснять. В своем романе он пересказал реальную историю отца, который прошел через гетто, Освенцим и «марш смерти» концлагеря Дахау.
Передача такой личной живой памяти, кажется, единственный эффективный способ в будущем перестать готовить похоронные торты для ветеранов, путать на баннерах немецких пилотов с русскими и проводить конкурсы «Фитнес-бикини», посвящая их 70-летию Победы.
Но главное даже не это. Живая, личная, горькая и правдивая память о той войне — обязательная профилактика, чтобы не случилось войны новой. Сегодня, когда молодые добровольцы едут на Украину «бить фашистов», они вряд ли представляют себе, что реальная война — это в первую очередь жуткий страх смерти, тяжелейшие испытания, горечь утраты, грязь и кровь, а не позирование с ленточкой и автоматом на фоне боевой техники перед телекамерами.