Ожесточенные бои за аэропорт Донецка, включая крупнейшие танковые бои со времен Великой Отечественной войны. Бои по всей линии фронта возле Мариуполя, который ополченцы при поддержке России пытались взять перед прекращением огня в ноябре 2014 года, чтобы пробить прямой сухопутный коридор в Крым. Самые тяжелые за последние несколько месяцев обстрелы Донецка.
Очевидно, что в Донбассе снова идет полномасштабная война. Прогнозы о перемирии до весны не подтвердились.
На этом фоне обмен миротворческими предложениями, которые накануне сделали Москва и Киев, выглядят лишь пропагандистской риторикой. Президент России Владимир Путин заявил, что Россия и ОБСЕ могут стать гарантами прекращения огня в Донбассе. МИД Украины предложил России подписать график исполнения минских договоренностей в редакции от 13 ноября 2014 года, обеспечив немедленное прекращение огня.
Но ситуация не изменится, пока именно Россия и Украина (а не ДНР и ЛНР, которые с точки зрения физической возможности организации мирной жизни все равно не могут быть полноценными самостоятельными политическими субъектами) не пойдут на взаимные уступки. Более того, при сохранении статус-кво не будет ни мирного, ни военного решения проблемы юго-востока Украины.
Пока почва для взаимных уступок сохраняется. Парадоксальным образом Россия и Украина даже сегодня имеют точки соприкосновения.
И Москва, и Киев явно не желают государственной независимости ЛНР и ДНР: обе страны видят Донбасс в составе Украины. Только Россия хочет сохранить две квазиреспублики как способ постоянного давления на Украину и дополнительную гарантию ее невступления в НАТО. А Украина хочет получить обычные «довоенные» Донецкую и Луганскую области в прежних границах. Сходство целей еще и в том, что и Москва, и Киев категорически не хотят ни содержать Донбасс в его нынешнем виде, ни восстанавливать за свой счет.
В результате мы получили патовую ситуацию, когда по-настоящему выиграть войну не может ни одна из сторон.
Денег на восстановление Донбасса у Украины нет, как нет и политических ресурсов, чтобы иметь там полностью лояльную местную власть. Для России, при ее нынешнем подходе, тоже нет однозначно выгодного ей военного и даже мирного решения проблемы «Новороссии». Продолжение войны — это угроза новых санкций, еще большие проблемы для стремительно пикирующей вниз российской экономики и новые жертвы. При условии долгосрочного перемирия с сохранением ДНР и ЛНР в нынешних границах, отвечать за эти территории все равно придется Москве. Большинство жителей Донбасса в случае окончательной гуманитарной катастрофы побегут преимущественно в Россию. При этом содержание Донбасса гораздо дороже содержания Крыма, с интеграцией которого тоже есть проблемы.
Пока стороны де-факто ведут войну на истощение. Россия уповает на скорый экономический крах находящейся в преддефолтном состоянии Украины, а Украина — на экономический крах России под гнетом санкций и низких мировых цен на нефть.
Притом что крах ни одной из стран никоим образом проблемы не решает. И ответственности за эти территории не снимает.
Но, даже если однозначно устраивающих Россию и Украину выходов из войны нет, все равно надо искать компромиссы и идти на взаимные уступки. В частности, Россия могла бы выполнить тот пункт минских соглашений, который предусматривает возвращение украинских пограничников на украинскую границу с Россией, и не пускать добровольцев через свою границу. В свою очередь, от Украины взамен можно потребовать возобновления социального обеспечения Донбасса в полном объеме и возвращения закона о внеблоковом статусе страны.
Беда в том, что Россия вряд ли может от кого-то требовать гарантий неприсоединения Украины к НАТО.
Россия просто не поверит таким гарантиям, даже если их дадут НАТО или те же США. А они и не дадут: есть суверенное право любого государства решать вопрос о присоединении к международным альянсам.
Конечно, в обозримом будущем шансов на вступление Украины в НАТО нет. Особенно если исходить из того, что в НАТО не берут страны с внутренними неурегулированными территориальными спорами. (Вероятно, именно для этого прежде всего России нужны ДНР и ЛНР именно как части Украины, а не как самостоятельные государства или регионы самой России).
Но Украина на определенном витке развития ситуации может просто отказаться от Донбасса. Да и НАТО может сделать исключение и принять Украину с неурегулированным территориальным спором, если посчитает реальной угрозу полномасштабной европейской войны. Так что как гаранты невступления Украины в НАТО народные республики могут и не сработать.
Все еще возможен и глобальный компромисс «Крым в обмен на Донбасс». Россия дает ликвидировать ДНР и ЛНР, а в ответ если не де-юре, то де-факто Украина и мир признают Крым российским. Такой вариант уже прощупывают и сами украинские власти. Они предложили Евросоюзу не отменять санкции в отношении России до «возмещения нанесенного Украине ущерба», передало агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на распространенный представителями Украины среди министров иностранных дел стран — членов ЕС документ.
Ранее министерство юстиции Украины оценило ущерб от вхождения Крыма в состав России более чем в 1 трлн грн (около $85 млрд). В этом документе Украина косвенно признает Крым российским, так как увязывает отмену санкций с компенсацией ущерба, а не с возвратом полуострова.
В любом случае, пока стороны не пойдут хоть на какие-либо значительные уступки, в Донбассе будут гибнуть люди, а экономика двух некогда братских стран продолжит трещать по швам под разрушительным воздействием войны.