Напомним суть конфликта: министр сельского хозяйства Николай Федоров обвинил некие транснациональные корпорации в том, что они массово используют в производстве растительные масла вместо животных и сокращают закупки молока в России, дабы сбить цены на сырье. То есть душат отечественного производителя. «Получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они его по дешевке скупают и, фактически, перекачивают себе огромные деньги», – заявил он.
Французский молочный гигант Danone, который министр вроде прямо не упоминал, в категоричной форме потребовал извинений, назвав претензии клеветой.
Позже глава департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Владимир Лабинов подтвердил, что речь шла про Danone и PepsiCo.
Конечно, ситуация в отрасли в условиях санкционной войны выглядит и в самом деле парадоксальной. Половину российского рынка конечных молочных продуктов контролируют две западные компании, которые, рассуждая чисто теоретически, на определенном этапе вполне могут стать разменной монетой в экономической войне. Если Россию изгнали с рынков капитала, если запретили работать в ней нефтяным компаниям, то почему бы, в случае продолжения конфронтации, не запретить работать здесь и Danone с PepsiCo?
Дефицит продовольствия, как известно, лучший катализатор для социальных волнений. Гораздо эффективнее, чем падающий рубль.
Тем более что производство молока и молочных продуктов — одно из самых узких мест пресловутой отечественной «продовольственной безопасности». По данным Росстата, в прошлом году импорт здесь составил около 30% по отношению к собственному производству. Столь же проблемная отрасль – мясная, в остальных доля импорта значительно ниже. Правда, в этом году, после введения эмбарго на поставку некоторых видов продовольствия в Россию из-за рубежа, импорт упал на треть (без учета стран Таможенного союза).
Собственно, вводя продуктовое эмбарго, власти хотели не только «наказать Запад», но и стимулировать импортозамещение.
По идее, освободившаяся ниша должна была подтолкнуть российских производителей вкладывать средства в эту отрасль. Но, похоже, инвесторы с вложениями пока не торопятся. Еще в середине ноября Владимир Лабинов в одном из своих телеинтервью говорил, что крупные переработчики молока не инвестируют в производство сырья, как это происходит в России в мясном животноводстве. И выражал твердую уверенность в том, что именно этим они и должны заниматься. Недавние высказывания министра сельского хозяйства, очевидно, имели целью довести данную позицию до Danone и PepsiCo.
Конечно, никто не отрицает, что, возможно, два западных гиганта и в самом деле пользуются своим фактически монопольным положением на рынке, «дожимая» поставщиков. Бизнес есть бизнес. Владимир Лабинов отмечает, что после слияния молочного бизнеса Danone и «Юнимилк» и покупки PepsiCo «Вимм-Билль-Данна» компании снизили объемы закупок сырого молока и закрыли заводы в ряде регионов. Однако насколько публичные обвинения помогут решить эту проблему?
Россия, к примеру, для Danone является главным рынком (11% от объема продаж), даже французский на втором месте. Но одно дело — «придавить» чисто российский бизнес, другое – транснациональную корпорацию. Вряд ли скандал немедленно обернется многомиллиардными инвестициями. Скорее, наоборот, начнут говорить, что в условиях конфликта с Западом Москва начинает «зачищать» весь подряд западный бизнес. Конечно, плохо, если «транснационалы» недоплачивают за отечественное молоко. Но будет еще хуже, если его вообще никто не будет покупать и перерабатывать.
Сначала, по-хорошему, надо бы вырастить своих чемпионов в отрасли, создать западным фирмам достойных конкурентов.
Неслучайно ассоциация молочников «Союзмолоко» уже попросила правительство вмешаться и защитить Danone и PepsiCo от «наезда» Минсельхоза. Производители боятся резких потрясений. По словам экспертов организации, главная проблема с молоком в России – это сокращение поголовья молочных коров. Количество коров в России в хозяйствах всех категорий, по предварительным данным Росстата на 1 октября 2014 года, составило 8630 тыс. Снижение общего поголовья коров за год (с 2013 года) составило 2,5%.
Конечно, сомнительно, что Danone и PepsiCo, даже под угрозой полного изгнания из России, займутся стратегией развития отечественного животноводства.
Это прерогатива властей в первую очередь. Другое дело, что транснациональные компании могут поучаствовать в ее реализации – при привлекательной для себя норме прибыли. И здесь уже задача чиновника – убедить. Не столько топором, сколько рублем. Как это происходит, например, в нефтяной отрасли. Российский президент не находит ничего зазорного в том, чтобы тратить время на общение с руководством компании Total, притом что нефтяные инвестиции в Россию фактически под запретом.
Но детальная разработка и реализация стратегии по развитию отрасли – путь долгий и не приносящий заметного пиар-эффекта. Скандал и «наезд» на крупный бизнес, напротив, создают видимость некоей бурной деятельности и позволяют засветиться перед начальством.
Но вот каша в итоге и в самом деле может получиться исключительно из топора. Без молока.