Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мучитель наш

Андрей Новиков-Ланской вспоминает мифы о Лермонтове

Празднование 200-летия Лермонтова оказалось неприлично скудным, ничего похожего на то, как отмечалось 200-летие Пушкина. И все же это удобный случай более пристально присмотреться к Михаилу Юрьевичу, особенно к тому сплетению мифов, что сложились вокруг его образа. Мифы в данном случае — набор банальностей, общих мест, не обязательно неверных, но непременно все сильно упрощающих.

Первая группа мифов связана, несомненно, с оппозицией Пушкин — Лермонтов. Русские писатели традиционно ходят парами: Толстой — Достоевский, Ахматова — Цветаева, Мережковский — Гиппиус, Ильф — Петров. Вот и у нашего первого поэта, единственного сверхклассика родной словесности, быстро образовался оппонент. С ранних лет российских школьников поощряли к самоопределению: с кем они, кого больше любят, Пушкина или совсем наоборот.

«Я в детстве больше любил Лермонтова», «Мне никогда не нравился Пушкин» — такие признания приходится слышать довольно часто, и де-факто они синонимичны. Лермонтов всегда был единственной легальной альтернативой Александру Сергеевичу, хотя, если говорить откровенно, полноценной оппозиции здесь нет. Потому что нельзя всерьез противопоставлять целое и часть.

Ренессансный Пушкин универсален, в нем есть все, ну или, во всяком случае, задана возможность развития любых форм, тем и идей. В том числе в поэзии Пушкина двадцатых годов и в прозе тридцатых заложен тот стиль и пафос, который подхватил Лермонтов. Конечно, байронически высокомерный, ироничный, изломанный романтик Лермонтов может показаться чем-то противоположным гармоничному и жизнелюбивому классицисту Пушкину, но не будем забывать, что и у солнца русской поэзии есть в арсенале та же романтическая маска. Здесь Лермонтов просто развивает одну из ипостасей своего кумира.

Вариантом этого мифа является вульгарнейшее мнение о том, что если бы Лермонтов пожил подольше, то и писал бы получше и даже в чем-то превзошел бы своего великого старшего современника, — оставим это суждение без комментариев как гипотетическое и бессмысленное.

Другой набор мифологем связан с определением религиозности Михаила Юрьевича. Только что вернувшись из музея в Тарханах, я пребываю под впечатлением от того культа благостного православного Лермонтова, который там, согласно новой национальной доктрине, всеми силами поддерживается.

Действительно, усадьба бабушки Арсеньевой куда как православная: кругом церкви, иконы, поются строчки «И в небесах я вижу Бога» и «Одну молитву чудную твержу я наизусть». И можно себе представить, как там не любят въедливых посетителей, вспоминающих вдруг об обратной стороне того же мифа — о богоборце-ницшеанце с его «Демоном», о жесточайшей критике духовной незрелости Лермонтова со стороны, например, философа Соловьева и писателя Достоевского.

Старая формула «Вы верующий? — Я думающий!» относится к Михаилу Юрьевичу в полной мере.

Большой философский ум, которым он обладал, в принципе не может остановить бесконечный диалектический поток рефлексии, согласиться раз и навсегда с какими-либо богословскими догматами, он все и всегда будет подвергать анализу и скепсису.

Это может приносить страдание, лишать покоя, это можно считать проклятием и наказанием, но такую мыслящую личность ошибочно полагать истинно христианской, как и зловеще богоборческой. Это особый дар и путь познания.

Что же касается «Демона», филологи давно показали, что этот персонаж не имеет ничего общего с библейским Сатаной, гетевским Мефистофелем или булгаковским Воландом, это не Князь мира сего, а просто оппонент в философском споре, задающий сложные вопросы Богу от имени рода человеческого, главный из которых — теодицея, вопрос о существовании зла в мире. К тому же не будем забывать о том, что сами греческие слова «демон» и «бог» этимологически однокоренные.

Еще одна группа мифогенных представлений связана собственно с художественным качеством лермонтовского творчества. Здесь надо разделить отношение к поэзии и прозе. Для большого числа современной окололитературной интеллигенции признание Лермонтова великим поэтом стало моветоном.

Наверное, самую низкую оценку его поэзии дают модные эссеисты Петр Вайль и Александр Генис в своей книжке «Родная речь», полностью отказывая стихам Михаила Юрьевича в каком-либо художественном достоинстве. Для них, как и для многих, его поэзия — бесконечный набор штампов, банальностей, избитых эпитетов и сравнений, неточных рифм и ритмических сбоев, иными словами, с профессиональной точки зрения это весьма неумелая версификация.

К ним как будто присоединяется другой влиятельный автор — Иосиф Бродский, который в огромном корпусе своих эссе и интервью практически не упоминает имени Лермонтова, словно отказывает ему в существовании, в то время как, например, куда менее известные Батюшков и Вяземский вспоминаются им достаточно часто.

Суждения модных эссеистов о низкопробной поэзии Лермонтова оставим на их совести: в конце концов, если полагать виртуозность авторской техники главным мерилом искусства, то большую часть мировых гениев можно сразу вычеркивать из списка.

Что же касается Бродского, здесь все сложнее: он действительно никогда открыто не признавался в любви к Михаилу Юрьевичу, но недавние литературоведческие работы показывают, какое огромное воздействие лермонтовские стихи оказали на тексты самого нобелевского лауреата: количество явных и скрытых цитат, тем, мотивов и перекличек с Лермонтовым едва ли не больше, чем заимствований из других авторов.

Иными словами, можно говорить о том, что Иосиф Александрович находился под серьезным влиянием Лермонтова, вел с ним постоянный внутренний диалог или спор — и, возможно, внутренне преодолевал его в себе.

Что касается прозы, здесь также распространены две устойчивые и диаметрально противоположные оценки. Одна, чеховская по происхождению, полагает роман о Печорине высшим достижением русской прозы. В частности, «Тамань» Антон Павлович считал недостижимым образцом литературного стиля с его сдержанной красотой, точностью, выверенностью деталей и предельной экономией средств. К слову заметим, что сам Чехов культивировал в своей прозе именно эти качества, хотя, похоже, был единственным, кто к этому стремился и кто в этом преуспел: вся последующая русская проза пошла скорее вслед за Гоголем и Толстым.

Не отказывая в таланте автору «Героя нашего времени», как, впрочем, и автору «Дамы с собачкой», Владимир Набоков ответил за тех, кто не считает прозу Лермонтова чем-то выдающимся.

Он считает, что только автор-аскет может писать так скудно и сухо и только читатель-аскет может получать от этого удовольствие, будучи не способным наслаждаться роскошью многословных пассажей и богатством ярких метафор.

Мне же всегда казалось странным, что прозу поэтов не выделяют в отдельный вид словесности: она строится на совершенно иных основаниях, с другими целями, при помощи других художественных средств, нежели проза прозаиков. (К слову, о поэзии прозаиков лучше вообще не говорить.)

Прозу Пушкина, Лермонтова или Мандельштама в принципе нельзя сопоставлять с текстами Достоевского или Шолохова. Это все равно что всерьез сравнивать скрипку с органом или акварель со скульптурой.

Самые же пошлые и, похоже, самые востребованные массовой аудиторией мифы относятся к серии «Лермонтов без глянца» и касаются перипетий его биографии. Хотя нет ничего более ошибочного, чем отождествлять конкретного человека с его творческим альтер эго, даже если речь идет о поэте-романтике, который относится к жизни как к искусству и сам творит свою биографию.

Все богатство поэтического мира заменяется здесь описанием пороков злого мальчика, жестокости и непорядочности с дамами, надменности и издевательства над приятелями, инфантильной обиженности на весь мир и — в итоге — скрытого самоубийства. За скобками остаются таинственный духовный путь, напряженный метафизический поиск, разработка сложнейших идей, мучительный анализ окружающей современности и самоанализ («Лермонтов, мучитель наш», — писал о нем Осип Мандельштам).

В этом смысле, если и есть бесспорно точное общее место в отношении Лермонтова, оно как раз в этом признании его современности: «Герой нашего времени» остается героем и нашего времени.

Этими словами авторы часто завершают свои высказывания о Лермонтове. Так говорили и Набоков, и Борхес, и Бродский — и были правы.

Новости и материалы
Неандертальцы могли освоить огонь 270 тысяч лет назад, выяснили ученые
Препарат от депрессии подходит для лечения аутизма, выяснили ученые
Зеленский зажег подаренные президентом Аргентины свечи
Дуа Липа провела рождественские праздники с возлюбленным
Омбудсмен подтвердила российское гражданство девочки, пострадавшей в Актау
Санкции ЕС привели к к неожиданным последствиям для россиян
Объявивший о легализации многоженства муфтий назвал Деда Мороза вымышленным персонажем
Жилая зона Курахово освобождена от ВСУ
Ученые раскрыли неожиданные роли дофамина и серотонина в мозге
В Совфеде допустили, что решение по Украине примут без ее участия
Ротенберг установил уникальное достижение
В Норвегии полностью остановили движение поездов
Россиянин дважды избил отца из-за конфликта во время застолья
Жена Джейсона Стетхэма показала редкие фото детей на вилле в Лондоне
Во Льгове восстановили подачу газа и электричества после обстрела ВСУ
Тренировки по выходным оказались полезнее регулярных упражнений для психики
Максим Галкин записал обращение на иврите
ФАС проверит влияние логистики перевозок на стоимость продуктов
Все новости