Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Хватит сваливать

Алена Солнцева о том, как судить об уровне развития страны по мусорным полигонам

Закон, по которому в Калифорнии больше нельзя использовать одноразовые пластиковые пакеты, большинству наших соотечественников наверняка покажется глупостью из разряда «у богатых свои причуды». Хотя в этом решении калифорнийцев главное даже не борьба за экологию, главное — готовность населения терпеть неудобства ради общего блага. И то, что целый штат согласился на это, говорит о высокой степени гражданской солидарности.

Известно, что каждый человек в год производит до 300–400 кг твердых бытовых отходов, которые надо куда-то девать. Известно, что в отличие от бумаги, железа и дерева, пластик не разрушается от времени, сырости и прочих воздействий среды, он практически вечен, в отличие от человека и даже человечества в целом. И как ни грустно, пока с этим сделать ничего не получается, наука пока бессильна.

Поэтому во многих развитых обществах сегодня принимают кардинальные меры — просто запрещают использовать пластиковые пакеты в супермаркетах. Для начала. Потому что следующим шагом будет запрещение пластиковых бутылок, пластиковых тарелок и вилок, да и вообще ограничение использования этого материала.

Это неудобно и невыгодно почти всем — и производителям, и торговым компаниям, и потребителям.

У бумажных мешков и матерчатых сумок есть неприятное свойство — они протекают, промокают, пачкаются. Их надо стирать. Поколение, выросшее при социализме, помнит, как мамы и бабушки стирали пакеты, сушили их на веревках, на стенках ванной. Нам удивительным благом казалось то, что больше не надо стирать пакеты. Что можно их просто выбросить.

Сейчас у нас в самом захудалом сельпо селедку, пирожок, колбасу или картошку тебе положат в пластиковый пакетик, да еще и не в один. И каждый супермаркет печатает свои логотипы на одноразовых пластиковых сумках, в которых потом, после того, как выгрузят покупки, в лучшем случае будет упакован тот же ТБО… Отход наш, твердый и не очень.

А что потом? В нашем с вами случае, не в Калифорнии. У нас нет океана, в котором этот самый использованный пластик плавает многочисленными островами, пугая детей миллионеров и кинозвезд, которые мужественно отправляются на своих яхтах им навстречу. Зато у нас много земли, много заброшенного пространства, мало денег и совсем нет желания смотреть в будущее.

Но вот что произойдет с пластиком, который мы обрели вместе с возросшими доходами, доступными продуктами и общим уровнем благосостояния.

Мусор мы с вами выбрасываем в контейнеры, которые кто-то увозит куда-то. И там где-то, вдали от жилья, складывает. Все полумеры, в виде мусоросжигательных предприятий, которые опять-таки производят новые отходы, сортировок мусора для превращения его в топливо или удобрения — для нашей страны скорее фантастика.

В крупных городах есть специально оборудованные полигоны ТБО, где встречаются даже мойки для колес мусорных машин. И хотя по сути это примерно то же самое, что и обычная свалка, есть надежда, что на них научились уменьшать объемы мусора, а главное — изолировать его от окружающей среды.

Но в большинстве регионов и того нет. Ни одного полигона на район вообще. То есть нет того цивилизованного способа сложить отходы в одну кучу и забыть о них, какой предлагают столицы.

Вот был у меня случай — написала я в одну районную газету заметку про мусор, что его в этой местности некуда девать. То есть каждый населенный пункт, где живет одна, две или десять тысяч человек, свой мусор (а это остатки пищи, батарейки, лекарства, шприцы, но в основном упаковка) куда-то складывает.

Его свозят в окрестные поля или леса, земля которых принадлежит кому-то, с кем заключают договор на аренду (это важно!), то есть на временное использование участка. Там, на этом временно арендованном участке, роют яму и в эту яму сваливают весь тот мусор, что жители нанесли в своих пакетах (пластиковых). Дальше, когда яма полна, ее заваливают землей, и рядом роют следующую.

Весной, когда сходит снег, мусор расползается вместе с талыми водами, летом он разлагается (если может) и протекает в грунтовые воды. Иногда мусор сжигают — это когда он очень воняет. И тогда дым от него уходит в небо. Пластик при этом частично сгорает, конечно. Но несгоревшие комки ядовитой сажи опять уходят в землю. Ту самую, откуда текут наши реки, где стоят подземные озера, где водяные пласты, снабжающие нас питьевой водой.

По правилам, конечно, все должно быть не так. Полигон должен быть оборудован специальными местами для санитарной обработки транспорта, яма — надежно гидроизолирована, обнесена валами земли, прикрыта, ну и много чего еще. На практике же этого никогда или почти никогда нет. Потому что — мусор-то есть? Есть! Девать его куда-то надо? Надо! А что будет главе района, если он не будет его вывозить? Правильно, письма трудящихся, жалобы, потом окрики начальства, может и увольнение даже. А если он вместо полигона выроет яму, что ему грозит? Штраф. Всего лишь. А если договорится с санитарным контролем, то и ничего.

Местные жители вообще о свалках не думают, им не до будущего своих детей, тем более, что дети все равно уезжают, бегут в города.

Иногда глав поселений привлекают к суду — ну в очень запущенных случаях. И опять же — административное нарушение, штраф. И все довольны.

Когда я послала свою заметку в местную районную газету «Островские вести», замглавы администрации Л.Н. Смирнова честно мне в той же газете ответила. Она рассказала, что ни одного полигона на территории района нет, но на протяжении многих лет ведется работа по подготовке проектной документации на строительство полигона ТБО. Даже уже отведен участок земли и переведен из земель сельхозназначения в земли промышленного пользования.

Теперь документацию надо отправить на экспертизу в Петербург, но сначала надо проект откорректировать, потому что пока его разрабатывали, он успел устареть, изменились нормативы. На это — доработку и экспертизу нужно (внимание) 1 млн рублей. Этих денег нет, но их ищут. Хуже то, что даже если их найдут и проект пройдет экспертизу, то полигон построен вряд ли будет, потому что на его строительство нужно более 50 млн рублей, а таких денег нет и не предвидится, разве что найдется инвестор. Но пока его нет.

Вот такая печальная история. И это случай типичный, так везде, масштабы разные. Бедные муниципалитеты не в состоянии выполнить даже часть требований, которые им спускают ведомства, поэтому они вообще ничего не делают.

Это так по-нашему, по-отечественному — все или ничего.

Будь требования менее строгими, возможно, свалки не выглядели бы так жутко. Если посмотреть на ту самую идиллическую сельскую жизнь из космоса, то есть с помощью GPS, например, то около любого населенного пункта, где проживает больше пары сотен человек, можно увидеть светлое пространство, занятое мусором. А вблизи видно, что над ним летают вороны, бегают собаки, лисы, они по окрестным лесам и полям разносят тихо шелестящие пакеты, остро и приятно пахнущие протухшей едой. Дальше жуки и червяки, микроорганизмы и бактерии освобождают пластик от органики, и он остается украшать родные просторы на многие века.

Но вот до этого у нас никому нет дела. Ну то есть гражданам нет, а организации привычно отчитываются: «По данным пресс-службы Минприроды России, на 12.12.2013 на территории Российской Федерации выявлено 73 103 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов (ТБО) на общей площади 21 338 га. Наибольшее количество свалок ТБО расположено на землях населенных пунктов — 58%, на землях сельскохозяйственного назначения — 15%, в водоохранных зонах — 15%, на землях лесного фонда — 8%».

Когда Россия была очень бедной страной, проблем с бытовым мусором не было.

Молоко наливали в бидоны, сметану — в стеклянные банки, которые надо было иметь с собой на случай, если сметану завезли. Масло, сыр и колбасу, если они были, заворачивали в толстую оберточную бумагу, конфеты и печенье насыпали в кулек. Газеты и журналы сдавали в макулатуру, а в основном — рвали на куски и вешали на гвоздь в сортирах вместо туалетной бумаги. Жестяные банки из-под кофе, какао или монпансье годами хранились в сараях или на балконах на всякий случай. Мусор просто сжигали у себя во дворе, вместе с отходами от сада-огорода. И было чисто.

По берегам рек ржавели, конечно, консервные банки, но время поглощает железо, превращая его в труху. Бутылки из стекла принято было сдавать, так что большую часть стеклотары все-таки удавалось правильно использовать по второму-третьему разу. А пластиковые пакеты, с боем добытые на выставке американского оборудования или привезенные из турпоездки, долго хранили и даже передавали по наследству.

Но мы разбогатели, наука шагнула вперед, упаковка стала дешевой, легкой, одноразовой и — совершенно неуничтожаемой. И никакие полигоны, даже самые технологические, с ней не справятся, хотя именно складирование мусора сейчас оказывается единственным реальным способом. Переработка не дает ожидаемого эффекта — сил и денег уходит много, сжигание тоже оказалось неэффективным и небезопасным. И единственным возможным решением остается, как это ни странно, уменьшение количества мусора в принципе.

Теперь американцы из самого богатого штата добровольно обрекают себя на этот неудобный в быту путь. Потому что не хотят превращаться в страну третьего мира, главным отличием которой сегодня являются мусорные кучи пластика и бытовой техники на обочинах.

Россия сегодня пока наслаждается одноразовой упаковкой, не задумываясь о том, чем это обернется спустя несколько десятилетий. Как сказал мне молодой и красивый владелец нового и очень активно развивающегося автосервиса, выливая отработанное машинное масло подле собственного крыльца: «Да надо бы почистить территорию, конечно, но знаете, то денег не хватает, то средств, то времени».

Новости и материалы
Российская фигуристка пожаловалась на эмоциональные качели
На видео попали последние секунды перед столкновением двух большегрузов в Удмуртии
Генконсульство РФ в Анталье не получало обращений россиян из-за неизвестного вируса
Налог на майнинг принесет российскому бюджету миллиарды
Трех граждан Украины обвинили в совершении терактов в Мелитополе
Экс-игрок сборной России: хочется, чтобы ЦСКА обыграл «Спартак»
Звезде Nirvana удалось помириться с женой после рождения внебрачного ребенка
Захарова заявила, что Украина выплачивает долги своими гражданами
В Испании заявили о беспрецедентных масштабах катастрофы из-за удара стихии
Захарова прокомментировала приказ Кадырова «не брать пленных»
В Днепропетровской области зафиксировали несколько взрывов
Ученый доказал существование «воронов-мститилей»
У Сары Джессики Паркер украли декор с тыквами на $35 тысяч
В МИД РФ оценили разрешение президента Чехии вступить 60 гражданам в ряды ВСУ
В МИД рассказали о процессе обмена военнопленными с Украиной
Самоходку «Лотос» оснастят улучшенной системой РЭБ
Жена популярного рэпера раскрыла, как часто занимается сексом после 23 лет брака
В Госдуме назвали трудности, с которыми столкнется Валиева при возвращении
Все новости