Наблюдатели ОБСЕ подтвердили гибель представителя Международного комитета Красного Креста, являющегося гражданином Швейцарии. МИД Украины немедленно выразил соболезнования и заявил, что «причастные к этому преступлению лица и организации должны быть привлечены к ответственности в соответствии с нормами национального и международного законодательства». Открытое расследование обстоятельств гибели сотрудника обещает и руководство ДНР, которое показательно не стало обвинять в этом сразу же украинских военных.
Но шансов узнать реальную причину гибели представителя МКК немного — по опыту расследования предыдущих резонансных преступлений в ходе украинской войны.
Наблюдательная миссия ОБСЕ в последние дни отмечает все более частые случаи нарушения перемирия, которое тем не менее пока признают и на словах соблюдают все стороны конфликта.
На этом фоне активность проявил Следственный комитет РФ. Объявлен в розыск министр обороны Украины Валерий Гелетей, выясняются обстоятельства массового захоронения мирных жителей в районе Донецка. Интерпол, в свою очередь, отказал российским следственным органам в объявлении в международный розыск губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, посчитав возбужденное против него в России уголовное дело политически мотивированным. Кстати, сам факт появления в одной стране уголовных дел против действующих политиков другой, если страна не участвует в военном конфликте, выглядит довольно странно.
Несмотря на достигнутый прогресс в переговорах по газу, ситуация продолжает оставаться напряженной. Трехсторонняя встреча по этой проблеме намечалась и неоднократно переносилась, хотя бесперебойные поставки топлива из России для Европы зимой — очевидно главный вопрос украинского кризиса.
При этом ЕС не стал отменять или ограничивать санкции против России на посольской встрече 30 сентября и даже пригрозил новыми, если ополченцы возьмут аэропорт Донецка, в районе которого, вопреки перемирию, уже несколько дней идут бои. А вице-президент США Джозеф Байден, выступая в Гарвардском университете, признал, что Евросоюз ввел санкции против России только под сильным давлением Вашингтона. То есть единство позиции США и ЕС против России тоже не выглядит монолитным и прочным.
Украинский кризис, масштабы которого по-прежнему трудно осознать — идет ли речь о локальном конфликте в части двух областей Украины, о фрагменте новой войны в Европе или даже о третьей мировой, — встречает зиму в подвешенном или, можно сказать, в замороженном состоянии.
Даже абсолютно шкурный, одинаково важный для России и Евросоюза газовый вопрос решается очень трудно. Судьба выборов в ДНР и ЛНР, намеченных на 2 ноября, реакция на них России и мирового сообщества непредсказуемы. Новых дат встречи контактной группы по урегулированию конфликта не озвучивается. А президент Белоруссии Александр Лукашенко, внезапно превратившийся из «последнего диктатора Европы» в едва ли не главного миротворца в украинском кризисе, впервые публично предложил ввести в Донбасс белорусские миротворческие войска, чтобы разделить противоборствующие стороны. Причем в ДНР это предложение уже приветствовали.
Совершенно непонятно, как стороны конфликта будут действовать дальше. Можно лишь уверенно говорить о том, что нынешнее положение никакой не мир и правовой выход из войны по-прежнему отсутствует.
ЛНР и ДНР трактуют принятый Верховной радой закон об особом статусе ряда территорий Донбасса как признание Киевом их независимости. Киевские власти — как временный, ничего не значащий маневр перед возможной окончательной военной зачисткой сепаратистов. Тем более что после выборов 26 октября на Украине будет новая Рада, которая в любой момент может отменить и этот закон.
Произойдет ли окончательный захват ополченцами аэропорта Донецка или Мариуполя, решится ли украинская армия на новую полномасштабную операцию после зимы — на эти вопросы по-прежнему нет ответа.
Формально ДНР и ЛНР в их нынешнем виде могут какое-то время существовать по типу Абхазии и Южной Осетии после войны 1992 года. Но там до августа 2008 года все-таки стояли иностранные миротворцы, а их ввод на Украину равным образом исключают Запад, Россия и сами украинские власти.
При этом в трехлетнем бюджете РФ на 2015–2017 годы, недавно внесенном в Госдуму правительством, вроде бы нет следов никакой финансовой поддержки Новороссии. А по факту, если ДНР и ЛНР не демонтируют, кормить их, скорее всего, придется именно России, а не Украине — или в Донбассе начнется реальный голод.
При этом Москва прекратила направлять в ЛНР и ДНР гуманитарные конвои после перемирия, хотя до него делала это, не дожидаясь согласования с Красным Крестом и официальным Киевом. А «Газпром» немедленно опроверг заявления представителей ЛНР о том, что якобы им удалось договориться о прямых поставках газа в непризнанную республику, если его не будет поставлять сама Украина.
Ни у Запада, ни у России, ни у властей в Киеве пока, похоже, нет представления о том, как выходить из украинского тупика. Поэтому зима может лишь на время приостановить интенсивность противостояния, но не должна порождать иллюзий: война на Украине продолжается, а реальных предпосылок к ее окончанию пока нет.