12 сентября Евросоюз обнародовал очередной пакет антироссийских санкций. Меры касаются 24 физических лиц, трех оборонных и трех нефтяных компаний.
После ЕС свой пакет санкций представили и США, впервые включив в него частные корпорации «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз».
Примечательно, что в Евросоюзе впервые заговорили о приостановке или даже полной отмене санкций против России в случае деэскалации украинского кризиса уже в конце сентября.
Накануне Евросовет пообещал, что комитет постоянных представителей ЕС будет проводить мониторинг реализации мирного плана на Украине. Именно от результатов мониторинга будет зависеть дальнейшая судьба санкций — их изменение, приостановка либо полная или частичная отмена, официально заявили в Евросовете.
Тем не менее новые санкции против России введены, и на сей раз Евросоюз даже немного опередил Соединенные Штаты. Россия может ответить на новые меры Запада вторым пакетом своих контрсанкций:
накануне помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов пригрозил ограничить или запретить импорт подержанных автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности по образу и подобию запрета на ввоз ряда видов продовольствия из США, Канады, Австралии, Норвегии и стран ЕС, введенного 7 августа.
«Сейчас Минэкономразвития уже подготовило, насколько я знаю, перечень этих товаров. Но я надеюсь, что здравый смысл возобладает и мы не будем вынуждены вводить эти ответные меры», — отметил помощник президента.
В нынешней ситуации не сразу можно понять, к Западу или все-таки к России обращены его слова про «здравый смысл», который должен возобладать.
Санкции ЕС и США объявлены через неделю после действующего с небольшими исключениями и, главное, равно признанного Киевом, Москвой и ополченцами перемирия. На фоне постоянных телефонных разговоров президентов Украины и России. Почему это произошло?
Запад, безусловно, продолжает считать, что это конфликт Украины с Россией и что в том числе от Москвы зависит полное прекращение войны. Западные партнеры исходят из того, что на Украине есть (или по крайней мере были) российские войска. Таким образом, новые санкции в подобной логике становятся инструментом сдерживания РФ от попыток способствовать экономическому отделению ЛНР и ДНР или даже чрезмерно давить на Порошенко через самопровозглашенные республики накануне намеченной на 16 сентября ратификации соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Кроме того, новые санкции, опять же в логике Запада, свидетельствуют о том, что Брюссель и Вашингтон по-прежнему едины в своем подходе к России. Если бы сейчас ЕС не ввел санкции, а он их не мог согласовать больше недели и трижды откладывал сроки объявления, Москва получила бы сигнал, что некоторый раскол в позиции Евросоюза и США все-таки намечается.
Новые санкции — довольно рискованный политический ход со стороны Запада. Ведь они не только пытаются упредить возможные действия России или удержать ситуацию в рамках Минского перемирия, но и являются попыткой пересмотреть политическое лидерство России в украинском урегулировании. А ведь перемирие заключено на основе плана Путина из семи пунктов, который не содержит никаких ответов на вопрос о статусе ДНР и ЛНР. Между тем Порошенко готовится со дня на день внести в Раду законопроект об особом статусе территорий Донбасса.
Новые санкции ЕС и США против РФ, скорее всего, являются косвенной поддержкой переговорной позиции украинского президента по этому вопросу.
Наконец, Евросоюз, несомненно, будет определять свое отношение к России в зависимости от того, как Москва отреагирует на ратификацию соглашения об евроассоциации Украины.
Все это выглядит как своеобразная провокация. Фактически Путина ставят перед крайне неприятной, с его точки зрения, дилеммой.
С одной стороны, сохранить перемирие и не настаивать на фактической независимости ДНР и ЛНР, да еще и прекратить поддержку этих территорий значит признать действенность санкций или даже «проигрыш Западу». С другой стороны, начать создавать экономическую независимость ДНР и ЛНР за российский счет до решения вопроса об их статусе значит рисковать получить новые санкции.
Не говоря уже о том, что еще одним инструментом провокации и давления на Россию становится НАТО: Североатлантический альянс принял решение о размещении своей ударной группировки быстрого реагирования в Польше, Румынии и Прибалтике, рядом с российской границей.
В этих условиях Москве, конечно, все равно придется выстраивать диалог с Западом и украинскими властями. Нынешние санкции, в понимании Запада, есть еще и дополнительное принуждение к такому диалогу.
Показательно, что обе стороны пока не угрожают друг другу газовыми санкциями. Правда, в последние дни Польша и Австрия заявляли о сокращении поставок от «Газпрома», называя его наказанием за реверс на Украину. Однако «Газпром» не попал и в новый санкционный пакет ЕС.
Решение вопроса гарантий транзита российского газа в страны Евросоюза через Украину предстоящей зимой становится едва ли не ключевым элементом новой конструкции отношений России с Западом. В этом смысле перемирие на Украине хотя бы до весны становится для ЕС гарантией того, что европейцы не будут мерзнуть в своих домах.
В любом случае новый пакет санкций и реакция на них России предопределят не только судьбу Украины, но и градус политического противостояния в мире. Брюссель и Вашингтон с одной стороны и Москва с другой продолжают крайне опасную геополитическую игру, и ее мирное окончание пока точно не просматривается.