Президент России отправился в недельное латиноамериканского турне, одной из кульминаций которого станет принятие Россией эстафеты от Бразилии в качестве страны — хозяйки первенства мира по футболу. Сразу после финального матча Аргентина — Германия на легендарном стадионе «Маракана».
Еще до этого самого длительного после возвращения Путина на пост президента иностранного турне Россия начинает делать добрые дела.
В частности, Владимир Путин сообщил, что мы списали 90% долга Кубе (благо она все равно не заплатит ни их, ни оставшиеся десять процентов), и заявил, что на время чемпионата мира 2018 года будут отменены визы для всех игроков, судей, тренеров и болельщиков, которые приедут в Россию.
«В некоторых вопросах Россия планирует пойти дальше хозяев чемпионата мира — 2014, — сказал российский президент. — Уже закреплен специальный льготный визовый режим для тех иностранцев, которые будут помогать готовить чемпионат мира — 2018. Накануне и в период соревнований не только все их официальные участники – спортсмены, судьи, тренеры и другие, – но и болельщики смогут приехать в Россию без виз. Такого прецедента в истории футбольных чемпионатов ещё не было. Мы сделаем все для того, чтобы в 2018 году порадовать мир незабываемым праздником футбола и подлинно российским гостеприимством».
Порадовать «незабываемым праздником» и «подлинно российским гостеприимством» Россия собиралась и на зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. И во многом это даже удалось — об организации Игр зарубежные гости и участники транслировали в основном восторженные отзывы.
А неожиданная победа сборной России в неофициальном олимпийском медальном зачете и вовсе сделала бы праздник удавшимся, а нашу страну хотя бы на некоторое время кем-то вроде всемирной доброй феи, если бы не Украина.
Если на открытии Олимпиады в Сочи Виктор Янукович еще присутствовал в качестве президента Украины, то через 16 дней, к ее закрытию, ему уже пришлось экстренно бежать из страны. А очередная украинская революция и российская реакция на нее моментально вытеснили Олимпиаду из главных мировых новостей.
В результате украинского кризиса Россия присоединила Крым и Севастополь, власть увеличила рейтинг у собственного населения до рекордного уровня, но страна понесла существенный репутационный урон в мире.
Согласно недавним опросам общественного мнения, в Европе и США к России плохо относятся почти три четверти населения — абсолютно худший показатель за всю постсоветскую историю.
На таком фоне латиноамериканское турне Путина приобретает для России дополнительное имиджевое значение. На этом континенте к любой мировой альтернативе США традиционно относятся очень благосклонно, бытовой антиамериканизм и официальная антиамериканская риторика в чести не меньше, чем в самой России. В этом смысле Путин и на Кубе, и в Аргентине, и на саммите БРИКС может чувствовать себя как лидер значимой мировой державы.
Сколько бы Россия ни говорила, что ее не заботит исключение из «большой восьмерки», понятно, что холодок изоляции вокруг нашей страны объективно нарастает. И это вряд ли не заботит отечественную элиту. Отказ Путина поехать в сентябре на Генеральную ассамблею ООН в этом отношении очень показателен: нельзя было исключать угрозы демаршей несогласных с украинской политикой России стран прямо во время его выступления с высокой трибуны.
Еще более историческим событием, чем Олимпиада в Сочи, для уменьшения градуса недоверия к России в мире может стать мундиаль-2018.
Если Олимпиада проходила в одном только Сочи, мировое футбольное первенство примут сразу в 11 российских городах. Да и по уровню интереса у человечества чемпионаты мира по футболу намного превосходят зимние Олимпиады. На время проведения чемпионата мира Россия автоматически станет медийным центром планеты.
У России появляется уникальная возможность доказать, что мы не только присоединяем чужие (как думают многие в мире) территории и нетривиально относимся к нормам международного права, но и способны быть открытой, доброй, улыбающейся миру страной, способной провести важнейшие международные соревнования на высоком уровне.
Разумеется, за четыре года до чемпионата мира и Россия, и сам мир могут измениться до неузнаваемости. Но в любом случае это не отменяет необходимости для России провести глобальный мировой праздник, каковым становится любой мундиаль, уж точно не хуже, чем Олимпиаду в Сочи. И без повторения украинских событий в разгар чемпионата тоже лучше обойтись.