Владимир Путин начинал свое правление с возвращения советского гимна. Потом прозвучали его, безусловно, искренние слова о распаде СССР как о крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века. Ну а то, как было обставлено официальной пропагандой возвращение Крыма, и вовсе обнулило всю постсоветскую историю России. А также отчасти и период советской истории с 1954 года, когда первый секретарь ЦК КПСС в честь 300-летия союза Украины и России передал Крым в состав Украинской ССР.
То, что профсоюзам впервые с 1990 года разрешили первомайское шествие по Красной площади именно сейчас, неслучайно.
Российская власть явно хочет использовать Первомай и в еще большей степени День Победы для того, чтобы продемонстрировать народу преемственность традиций советской империи и, соответственно, свою законную причастность ее величию.
Теперь мы уже не на словах «встали с колен». Теперь, когда у нас есть Крым, появились весомые основания для публичной демонстрации единства власти и народа. С точки зрения власти, конечно, и тех людей, что искренне рады приращению территорий страны.
Отсюда и желание Путина с Медведевым встретить День Победы в Крыму. Отсюда и возрождение первомайского шествия на Красной площади с последующим вручением в Кремле золотых звезд Героев Труда. Отныне — до следующего бурного поворота российской истории — массовые шествия станут важным жестом нашей новой государственности, демонстрацией слияния нации в едином патриотическом порыве или экстазе — термины здесь не так уж важны.
Во время последнего профсоюзного первомайского шествия в 1990 году его участники несли антиправительственные лозунги в присутствии на трибуне первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Горбачев даже досрочно ушел с трибуны, обидевшись. Сегодня такому не бывать — лозунги явно будут восторженными и провластными.
И не только потому, что «крымнаш». В сегодняшней России независимые профсоюзы, реально борющиеся за права трудящихся, исчезли как класс. Все относительно независимые союзы трудящихся, которые возникали в ельцинской России в трудные, но относительно свободные 1990-е, либо были подмяты провластными партиями и «фронтами», либо просто исчезли.
Полноценные профсоюзные лидеры по определению должны быть независимыми от власти политиками. А у нас независимых от власти политиков в легальном политическом поле давно не осталось. Поэтому и честным профсоюзам, занимающимся прямым своим делом, борьбой за права трудящихся, взяться неоткуда.
Профсоюзы на шествии 1 мая не спросят у правительства и президента, почему падают реальные доходы и что будет с безработицей. Почему после десятилетия стабильности страна сокращает расходы на образование и здравоохранение, но увеличивает на армию, что в нынешней политической ситуации может привести к новой гонке вооружений. Майская демонстрация станет лишь радостным фрагментом советской жизни.
Тем более что, как следует из свежего опроса ВЦИОМ, россияне за последние 25 лет стали гораздо счастливее: теперь у нас в стране счастливых аж 78%.
Главным хитом, практически официальной песней первомайских парадов в СССР, неизменно звучащим из динамиков во время демонстраций трудящихся, была песня братьев Покрассов на стихи Василия Лебедева-Кумача «Москва майская» — марш, разумеется: тоталитарные государства всегда любили марши.
Как там она заканчивается?
Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень...
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый, светлый день!