Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Кодовые слова

Что означает мем «37-й год» в политическом обиходе года 2014-го

Политическая атмосфера в России последнего времени — и «прямая линия» президента отчасти подтвердила это — говорит о том, что ментально мы живем в условном 1937-м. И власть, и общество охотно подыгрывают друг другу в нагнетании страстей. Причем общество иногда даже опережает власть.

В многочасовом и многоплановом телеэфире Владимира Путина, впервые общающегося с нацией после официального оформления присоединения Крыма, был один показательный момент, точно характеризующий атмосферу, которая сложилась в России.

Руководитель партии «Гражданская платформа» и главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова как бы от имени «либеральной интеллигенции» повела речь о гонениях в России на инакомыслящих. Естественно, применительно к позиции по действиям России на территории Украины. В присущей ей спокойной интеллигентной манере Прохорова упаковала вопрос о том, почему власть не дает инакомыслящим полноценно работать и занимается их травлей, в рассуждения о сокращении бюджета на культуру.

Кодовые слова «37-й год» произнес в своем ответе президент. По его мнению, у нас все нормально, на дворе не 37-й год, «никто никого не сажает и в профессиональной деятельности не ограничивает».

Картину дополняют «доски позора» на железнодорожном вокзале и в аэропорту Симферополя, на которых представлены фотографии так называемых агентов западного влияния: российских общественных деятелей, выступавших против присоединения Крыма к России. Помимо музыканта Андрея Макаревича на стенде помещены фото Алексея Навального, Бориса Немцова, Михаила Касьянова и других оппозиционеров.

В центре композиции изображение «Дяди Сэма — собирательного образа ненавистной Америки, столь любимого персонажа советских политических карикатуристов. Плакат с изображением «пятой колонны национал-предателей» (там примерно те же портреты, что и на симферопольском «произведении») был вывешен и в центре Москвы, на Доме книги на Новом Арбате. В непосредственной близости от радиостанции «Эхо Москвы», которая лидирует в появившемся в сети так называемом рейтинге «антироссийских СМИ». То есть народ реагирует как раз в стилистике пресловутого 1937-го.

Таким образом, либеральная интеллигенция, власть и условный народ превращают мем «37-й год» в политический обиход года 2014-го. Этот самый «37-й год» становится такой же фигурой речи, как Гитлер, когда речь идет не о конкретных действиях конкретного политика, а о ярлыке, политическом пугале.

Власть, народ, всегда находящаяся в меньшинстве либеральная интеллигенция оказываются удивительно единодушны в этой редукции российской политической жизни к самым страшным событиям нашей истории.

Мы привыкли мерить себя сегодняшних по экстремальным точкам прошлого — благо недостатка в них нет. Свое прошлое мы не рассматриваем как материал для извлечения смысла, не учим исторических уроков. Для нас это наглядное пособие, измерительный прибор, показывающий, в «каком» мы сейчас году.

Уже в 1937-м или пока только в 1929-м, когда сталинские репрессии стартовали знаменитым «делом Промпартии»?

Уже в 1914-м, когда начиналась Первая мировая война, или пока только в 1909-м, когда вышел знаменитый сборник апокалиптических статей цвета тогдашней русской интеллигенции «Вехи»?

Власть сознательно в это играет, народ и интеллектуальная элита, что бы ни скрывалось за этим словом, подыгрывают.

Так в СССР слабую экономику сама власть с удовольствием сравнивала с 1913 годом — причем через 50 лет после него.

Так — до нынешних разговоров про наступление «нового 1937-го» — степень нашей свободы сравнивалась просто с советскими временами, скажем с брежневскими. Хотя в горбачевские свободы точно было не меньше, чем сейчас.

Стоит только президенту употребить в речи слова «национал-предатели», как они тут же становятся одним из маркеров эпохи — появляются «доски позора», в этих категориях с равным упоением начинают рассуждать и те, кто за репрессии против инакомыслящих, и те, кто опасается стать жертвой этих репрессий.

Но вот слова президента из сегодняшней «прямой линии»: «Мы должны ориентироваться на мнение большинства и исходя из этого мнения принимать решения. Но никогда не забывать про мнение тех людей, которые остаются в меньшинстве и имеют свое собственное мнение на то, что происходит».

Здесь нет хлестких характеристик, и есть опасения, что эта попытка главы государства охладить пыл страстей едва ли будет подхвачена депутатами, анонимными авторами «досок позора» и простыми гражданами, спорящими про Украину до мордобоя, будто в их жизни нет других проблем. Хотя вторая, рутинная часть «прямой линии» показала, что проблем этих более чем достаточно.

Мы сами — коллективно, сознательно и бессознательно — создаем себе новый 1937-й. Вместо того чтобы коллективно научиться пользоваться историческим опытом и не повторять ошибок прошлого.

Новости и материалы
Жители Тюмени сравнили форму нового катка с половым органом
Путин заявил о «колоссальной базе» для защиты безопасности РФ
Зеленский раскритиковал Раду за отказ работать под угрозой обстрела «Орешником»
В Госдуме призвали запретить театрам самим устанавливать цены на билеты
Путин раскрыл, что РФ начала испытания подобных «Орешнику» систем
Путин пообещал, что все задачи СВО будут решены
Путин анонсировал серийное производство системы «Орешник»
Шесть туристов умерли от отравления алкоголем в Азии
Сотрудники Volkswagen в декабре начнут новые забастовки
Американка купила 18 лотерейных билетов и выиграла $180 тысяч
Путин восхитился скоростью разработки «Орешника»
«Орешник» способен поражать цели по всей Европе
ЦБ опубликовал ролик с популярными фразами мошенников
Медведев заявил о присоединении стран НАТО к украинскому конфликту
Путин поздравил руководство Минобороны с успешным испытанием «Орешника»
В удостоверениях пенсионеров сделают особую отметку
Bosch уволит 5,5 тыс. сотрудников из-за кризиса в немецком автопроме
В Астраханской области машина съехала в кювет, пострадали три человека
Все новости