В телерепортажах с Киевского майдана можно нередко увидеть священнослужителей. Они оживленно беседуют с участниками митинга и проводят коллективные молитвы прямо со сцены, воздвигнутой на площади. Судя по облачению, это и православные, и греко-католики, и протестанты. Но к каким конкретно церквям они принадлежат? Ведь на Украине крупных православных церквей целых три, не говоря о других религиозных организациях. Каково их отношение к происходящему?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо вернуться на несколько недель назад. 23 октября члены Всеукраинского совета церквей встретились с главной оппозиционной партией «Батькивщина» и поддержали подписание ассоциации с ЕС.
Однако не стоит думать, что все участники продемонстрировали трогательное единодушие. Нет, некоторые заявляли, что ряд европейских ценностей, особенно в сфере морали, их никак не устраивает. Да и с Россией ссориться ни к чему. Но все же сближение Украины с Европой для них главный приоритет, поскольку подчеркивает самостоятельность страны, ее право на выбор своей исторической судьбы. А с такими вещами шутки плохи. Что же касается близких сердцу консервативных ценностей, то прощаться с ними вовсе ни к чему.
Посмотрите на Польшу, страна католическая и вполне старомодная, но это не мешает ей быть верным членом Европейского союза. Ведь еще десять лет назад польская католическая церковь настояла, что Польше вовсе не обязательно присоединяться к тем европейским соглашениям, которые касаются сферы семейной морали. Так что поле для компромисса есть.
Одобряя сближение с Европой, украинские церкви относятся к событиям на Майдане более или менее одинаково. Самым активным противником действий властей выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с митрополитом Филаретом.
В своих интервью и выступлениях он прямо заявляет, что церковь не может поддержать власть, если та поступает несправедливо. А силовое подавление мирной демонстрации — явная несправедливость. Поэтому поддержка ее участников клириками УПЦ КП — их прямой христианский долг.
В аналогичном ключе ведет себя и руководство Украинской православной автокефальной церкви (УПАЦ). В поддержку митингующих выступил и Синод Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), единогласно осудив насилие над демонстрантами и поддержав их право на мирное волеизъявление. А ее архиепископ-эмерит кардинал Любомир Гузар лично приехал на Майдан, чтобы засвидетельствовать свою солидарность с протестующими. Не отстают и католики с протестантами. Конференция католических епископов Украины заявила, что «ограничение права человека на выражение своих убеждений недопустимо и позорно».
Несколько особняком от этого единодушия держится Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). И это понятно. Президент Янукович в свое время получил от нее поддержку на выборах и с тех пор неоднократно выражал верность церкви. И все же УПЦ МП в нынешней ситуации предпочитает дистанцироваться от своего верного чада. Вместе с другими участницами Всеукраинского совета церквей она одобрила курс на евроинтеграцию и теперь осуждает насилие властей на Майдане. А по мере того, как противостояние нарастает, делает и более резкие политические жесты.
Так, она осудила действия горстки собственных фундаменталистов, которые провели крестный ход на территории Киево-Печерской лавры. Среди лозунгов были, к примеру, такие: «Нет интеграции в Евросодом» или «Подай нам, Господи, такого вождя, чтобы избавиться от жидов». Неудивительно, что ряд участников вышли на улицу в одеянии черносотенцев с иконами Григория Распутина в руках. Представитель УПЦ МП заявил, что никто не давал им благословения на это шествие, поскольку церковь не приемлет «политическое православие», использующее в своих целях радикальные лозунги. Правда, добавил при этом, что благословения не было и на палатки-храмы, которые как грибы вырастают на Майдане.
Однако эта инициатива снизу явно пользуется большим одобрением мирян, чем малочисленное антисемитское шествие в лавре.
Более того, ряд священников УПЦ МП подписали заявление о солидарности с Майданом, осудив насилие властей и поддержав «сближение с христианской Европой». С базовыми европейскими ценностями, которые есть ценности христианские в своей основе. Это «правда, справедливость, свобода, ценность каждой личности». Среди подписавших такие известные в Украине клирики, как Андрей Дудченко и Кирилл Говорун, который еще недавно возглавлял отдел внешних церковных связей УПЦ МП.
Все последние годы Московский патриархат предпринимал недюжинные усилия, чтобы сохранить украинское православие в сфере своего влияния. Этому служили многочисленные визиты патриарха Кирилла на Украину, последний из которых — не слишком удачный — прошел в июле. Эти визиты преследовали не только узкополитические цели. В их основе лежала детально разработанная доктрина «Русского мира».
Согласно ей Россия и Украина вышли из «единой крещальной купели», их объединяет общая религиозная культура, которая не позволит им расстаться даже в условиях политической независимости. Эта доктрина вызывала сильное раздражение украинских националистов, которые подозревали патриарха в политическом манипулировании. Но сама УПЦ МП в общем ее разделяла и поддерживала.
И вот оказывается, что при нарастании политического напряжения, когда на кону оказывается выбор между национальной самостоятельностью и приверженностью общему православному наследию, УПЦ МП склоняется в пользу первой.
Что это сулит украинскому православию? Церковь Московского патриархата является самой крупной на Украине. И если национальное самосознание ее членов перевесит доводы православного единства с Россией, она неизбежно сблизит свои позиции с другими церквями, которые давно уже мечтают о едином самостоятельном украинском православии.
Лидеры УПЦ КП и УПАЦ неоднократно заявляли, что ради этой высокой цели они готовы пожертвовать собственными амбициями и даже отойти от руководства церквями. Объединению украинского православия, скорее всего, поспособствует и Константинопольский патриарх, ведущий сложные политические игры с Москвой. А это значит, что уже в обозримом будущем может возникнуть единая украинская церковь, отказать которой в полной самостоятельности — автокефалии — Москва уже не сумеет.