«Единая Россия» сообщила о том, что собрала необходимый «кандидатский минимум» из 110 подписей муниципальных депутатов для выдвижения главного противника действующего мэра Сергея Собянина — блогера Алексея Навального — кандидатом в мэры Москвы. Об этом торжественно рапортовала лично секретарь политсовета московского городского отделения партии власти Ирина Белых, недавно сменившая на этом посту самого Сергея Собянина, согласно последней политической моде дистанцирующегося от партии, которую он реально представляет. В свою очередь штаб Навального заявил, что нужное количество еще не собрано и что они будут собираться без помощи «Единой России».
«Три дня мы собирали подписи. В настоящий момент 110 подписей, которые были обещаны в субботу при встрече, Алексею Навальному собраны. Мы ждем Алексея Навального для передачи подписей сегодня. Потому что у него должно быть время спокойно подать документы для регистрации в качестве кандидата», — сказала Белых. В ответ глава предвыборного штаба Навального Леонид Волков заявил, что Белых только мешает их работе с депутатами. «В первую очередь эта история призвана закамуфлировать один факт: Навальный собрал гораздо больше подписей, чем кто-либо еще», — написал Волков в своем твиттере. Сам Навальный заявил, что его штаб продолжает собирать подписи самостоятельно.
В демократических странах трудно себе представить, чтобы партия власти по собственной воле собирала подписи депутатов в пользу своего главного конкурента.
Поэтому в России, учитывая особенности проведения любых выборов, это выглядит как усердное исполнение «Единой Россией» высочайшего политического заказа. Тем более что ровно по такой же схеме — по личному распоряжению действующего руководителя региона — партия власти собирает подписи депутатов за оппозиционных кандидатов и на выборах губернатора в Подмосковье.
При этом для самого Собянина участие в выборах мэра Москвы Алексея Навального выгодно во всех отношениях. Шансов на победу у блогера объективно крайне мало. Зато действующий мэр может уверенно заявить после победы, что выиграл у конкурентов, представляющих весь политический спектр.
Тогда как неучастие Навального в выборах автоматически уменьшает степень легитимности Собянина в случае его победы. Это будет выглядеть так, что главный конкурент был устранен до выборов и сразу поставит под сомнение честность кампании. К слову, сбор подписей и выглядит как способ снять с Собянина ответственность за возможное неучастие Навального в выборах.
Федеральная власть тоже может извлечь очевидные политические дивиденды из допуска Навального к выборам мэра Москвы: если один из самых известных лидеров оппозиции не выиграет в самом оппозиционном городе страны, это, несомненно, будет преподноситься Кремлем как важная политическая победа. Мол, у оппозиционеров нет никаких шансов даже в главном оплоте противников режима.
Собянин формально ничего не теряет от того, что подписи в пользу конкурента собирает именно «Единая Россия», — ведь сам московский мэр идет на эти выборы как самовыдвиженец, а не от партии, чей рейтинг в столице скорее стал бы для него дополнительной электоральной обузой, чем подспорьем.
Однако в любом случае вопрос участия Навального в выборах будет зависеть не от муниципального, а от кремлевского фильтра. И решать этот вопрос не Собянину.
Близится к завершению процесс по делу «Кировлеса»: оглашение приговора назначено на 18 июля. Любой приговор, кроме оправдательного (даже условный), поставит крест на возможности Навального баллотироваться на всяких выборах, включая выборы мэра Москвы. В таком случае экстренный сбор подписей единороссами в его пользу будет выглядеть совсем уж цинично — их заставили помогать оппозиционеру, которого потом все равно не допустили к выборной кампании.
Так что к честным выборам история подвига единороссов, героически преодолевающих муниципальный фильтр в Москве за главного оппозиционного кандидата, да еще находящегося на волоске от обвинительного приговора по уголовному делу, отношения не имеет. Скорее ее можно считать очередным вкладом в нехитрые отечественные политтехнологические изыски.