Начальник управления президента России по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ Юрий Воронин, курировавший тему пенсий в путинском правительстве в ранге заместителя министра здравоохранения и социального развития, резко раскритиковал пенсионную формулу, представленную правительством Медведева. По мнению Воронина, представленная правительством пенсионная формула не отвечает задачам реформы (формально это камушек в огород курирующей пенсионную реформу Ольги Голодец). А некоторые ее положения вообще неконституционны. Воронин считает, что их можно сравнить с конфискацией и что государство фактически пытается отменить запланированное с 2015 года повышение выплат для работающих пенсионеров.
Дискуссии о пенсионной реформе в России, не утихая, идут доброе десятилетие.
Принятый и действующий вариант пенсионной реформы, авторство которого приписывалось самому непопулярному путинскому министру Михаилу Зурабову, вводил накопительную часть пенсионных выплат и подразумевал активное участие работающего населения в формировании своей будущей пенсии за счет участия в негосударственных пенсионных фондах. Но этот вариант признан неудовлетворительным. И после возвращения Путина на пост президента государство приняло решение снова реформировать пенсионную систему, уменьшая накопительную долю в пенсиях, но все же не отказываясь от нее. Обсуждаемая на разные лады пенсионная формула на данном этапе включает в себя и фиксированные, и накопительные, и страховые выплаты.
Вопрос необходимости повышения пенсионного возраста находится в политической повестке по крайней мере с середины 2000-х годов. Власть постоянно открещивалась от такой перспективы, но всегда находились министры (наиболее активно это делал Алексей Кудрин в бытность главой Минфина), которые говорили о неизбежности такого решения.
Пока прямо пойти на эту меру для страны, где число работающих через 5—7 лет может сравняться с числом пенсионеров, власть не решается. Но попытка ввести 35- или даже 40—45-летний обязательный непрерывный стаж для получения пенсии в размере средней зарплаты — это закамуфлированное повышение пенсионного возраста. Просто потому, что у нас мало кто начинает официально работать в 20 лет. А с учетом огромного теневого сектора с теневой же занятостью — недавно само правительство устами Ольги Голодец оценило его в 38 миллионов человек, 44% трудоспособного населения — еще меньше людей из ныне работающих наберут именно непрерывный легальный стаж в 35 и тем более 45 лет.
Как бы то ни было, любая пенсионная формула в России — это конфликт плохого с худшим, а не хорошего с лучшим. Демографическая ситуация, характер экономики — все работает против эффективной системы обеспечения гарантированных пенсий населения. И эту ситуацию не изменить ни в одночасье, ни даже в обозримом будущем.
Остается только один выход: прекратить бесконечно перекладывать ответственность за пенсионную реформу внутри властных структур, заканчивать бесплодные дискуссии, решаться на принятие какой-то одной пенсионной формулы и следовать намеченным курсом.
Нынешняя российская власть продержалась слишком долго, пытаясь не разменивать свой рейтинг на непопулярные решения. В случае с пенсионной реформой историческое время для принятия такого решения (повторим, популярным оно, увы, не может быть по определению) заканчивается. Понятно, что окончательное решение по пенсионной реформе за президентом. Но это тот случай, когда ответственность с ним должны разделить и правительство,, как автор соответствующих предложений, и кремлевская администрация.
В пресс-службе кремлевской администрации не исключили, что Воронину может быть объявлено административное взыскание, поскольку он изложил свою точку зрения, а не точку зрения Кремля. К тому же по нынешней должности он не занимается вопросами пенсионной реформы.
Но в данном случае беда не в том, что кремлевский чиновник позволил себе критику правительства не по своей теме. А в том, что проблема объективно есть и ее решение затягивается до неприличия.
Пенсионная реформа — прекрасная проверка на способность найти формулу отказа от популизма ради интересов большинства населения. Разумеется, сами люди активного трудоспособного возраста уже сейчас должны понимать, что надеяться на государство в деле обеспечения их достойной старости не приходится. Но и государству пора кончать эти бесконечные пляски вокруг пенсий.