Раскрытие в Москве «крупной преступной группировки» по торговле автомобильными правами, в которую, разумеется, входили сотрудники ГИБДД, — это, конечно, достижение полицейских. Одно из многих на этом фронте, похоже. Следственный комитет говорит о множестве расследуемых дел и о фигурирующих в них сотнях незаконно выданных удостоверений.
Вопрос в том, с чем сталкиваются следователи — с криминальными эксцессами или с рутинной практикой. Если купить права — вполне заурядная возможность, как перебежать дорогу на красный свет, тогда одними полицейскими усилиями не отделаешься.
Автомобиль, как известно, «транспортное средство повышенной опасности», и при массовой автомобилизации эта опасность приобретает вполне масштабные размеры. В конце концов, каждый, купивший права на вождение, сильно рискует и жизнями окружающих, и собственной судьбой. Однако это почему-то не воспринимается обществом так остро, как следовало бы. И нельзя сказать, что это какое-то современное явление. Распространенность анекдотов 70–80-х годов на эту тему типа «почему сразу купил — подарили» указывает, что и на полупустых дорогах СССР это было обыденностью. Но тогда, в силу низкой автомобилизации, его общественная опасность не была так высока.
Правила, регламентирующие поведение на дорогах и предписывающие иметь определенные навыки в обращении с автомобилем, контролируются властями. Но судя по всему, в наиболее автомобилизированных странах мира они не столько навязаны под угрозой репрессий, сколько приняты обществом без вопросов. В большинстве европейских стран, США, Японии практически неизвестны случаи торговли водительскими удостоверениями и подтасовки при их получении. Отдельный казус, случившийся несколько лет назад в Германии, и то касался не полной фальсификации экзамена, а отхода от прописанных процедур — и исходом был тюремный срок для экзаменаторов.
В России же, несмотря на все усилия, действует черный рынок этого рода услуг. Даже не интересуясь им, можно любоваться на признаки его существования — если обратить внимание на объявления, во множестве расклеенные на фонарных столбах и стенах домов вашего города.
И нельзя сказать, что это какая-то национальная специфика. Такой рынок действует и в стремительно автомобилизирующемся Китае, несмотря на известный всем драконовский подход его властей к проявлениям коррупции. Мало того, и там он гораздо более открыт для потенциальных клиентов, чем традиционные черные рынки наркотиков и тому подобной уголовщины.
Возможно, дело в том, что в ситуации взрывного перехода от «безлошадного» к автомобильному состоянию общество оказывается не готово относиться к правилам поведения на дорогах как к системе норм, поддерживать которые оно должно само — не под кнутом власти, а в сотрудничестве с ней. А власть своим недоверием поддерживает эту неготовность.
Вроде бы в рамках крупного целевого финансирования пытается перекрыть возможности злоупотреблений, размещая видеокамеры в салонах машин, предназначенных для проведения экзаменов, и манипулируя с порядком получения прав. Создает программы по повышению безопасности дорожного движения, включающие и повышение грамотности водителей. Но ситуация улучшается крайне медленно. Может быть, потому что нужно еще и доверие к водителю?
История с нулем промилле вполне наглядно показывает, что такого доверия нет. Полный запрет алкоголя обосновывался тем, что, дай только человеку право выпить бокал сухого, так он непременно заполирует его стаканом крепкого. Таков образ российского гражданина в глазах начальства.
Что, конечно, рождает со стороны граждан симметричную реакцию сопротивления.
Весьма, как выясняется, активная и масштабная борьба с нечестными гаишниками и их подельниками из системы водительского образования — дело нужное. И надо надеяться, что ее не превратят в кампанию по наработке пиар-очков. Однако поскольку мы имеем, к сожалению, дело с устоявшейся общественной практикой, не дай бог переходящей в обычай, приходится отдавать себе отчет, что репрессиями положение дел полностью исправлено не будет. И власти следовало бы, в дополнение к ним, исследовать возможность, как сделать легальное получение автомобильных прав максимально удобным, понятным и доступным для граждан. При сохранении разумной жесткости контроля, конечно.