Хотя недавно принятый закон установил единый день голосования — второе воскресенье сентября, у этого правила есть немало исключений. И почти каждое воскресенье в стране проходят десятки, а то и сотни выборов — в основном досрочные или дополнительные (то есть на освободившийся мандат).
В минувшее воскресенье, 10 марта, тоже прошли выборы — около 200. Особых сенсаций на них не произошло. И интересны они прежде всего тем, что в 10 из них приняли участие новые партии, появившиеся после медведевской партийной реформы. Причем для некоторых (Аграрная партия России, «Гражданская платформа») это были самые первые выборы, для других (ДПР, НПР, «Города России», «Молодая Россия», «Умная Россия») — первые выборы после 14 октября прошлого года.
Но, прежде чем обсуждать результаты новых партий, стоит посмотреть, что они из себя представляют.
Откуда взялись новые партии
Напомню, что 4 апреля прошлого года вступил в силу федеральный закон, значительно облегчивший регистрацию новых партий. И уже в преддверии принятия этого закона началось активное партстроительство.
В настоящее время по данным, размещенным на сайте Минюста, зарегистрировано 59 партий, но только 36 из них прошли полный цикл регистрации и получили право участвовать в выборах.
Процесс партстроительства продолжается, и можно ожидать в ближайшие месяцы регистрации еще одного-двух десятков партий. Но мы пока ограничимся анализом тех 59, которые уже зарегистрированы. Точнее, 51 новой партии (7 партий существовали ранее, а регистрация одной, РПР, превратившейся впоследствии в РПР-ПАРНАС, была восстановлена на основании решения Европейского суда). И, хотя уже понятно, что не все из них получат право участвовать в выборах, пока будем их рассматривать все вместе.
В первую очередь интересно посмотреть на происхождение этих партий. По этому признаку их можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят партии, ранее существовавшие и теперь восстановленные их прежними лидерами. Это Демократическая партия России (ДПР), Российская экологическая партия «Зеленые», «Гражданская сила», «Российский общенародный союз», Партия мира и единства. С некоторой долей условности к этой же группе можно отнести Аграрную партию России (АПР), партию «Родина» и Российскую партию пенсионеров за справедливость (преемника Российской партии пенсионеров). Как преемника Российской христианско-демократической партии, существовавшей до 2002 года, можно рассматривать Партию духовного преображения России.
Несколько партий представляют собой политпроекты, возникшие еще до медведевской партийной реформы. Это «Коммунисты России», «Российский объединенный трудовой фронт» («РОТ-Фронт»), партия «Воля», Партия дела, «Демократический выбор», Партия возрождения села, Российская консервативная партия «За нашу Родину».
Третья группа — партии, созданные политтехнологами с коммерческими целями. В первую очередь к этой группе следует отнести партии, созданные при активном участии «Центра Андрея Богданова» в самом начале нового партстоительства: «Союз горожан», Народную партию России (НПР), Партию социальных сетей, Социал-демократическую партию России (СДПР) и Коммунистическую партию социальной справедливости (КПСС). Сюда же можно отнести и восстановленную ДПР.
«Богдановцы» оказались самыми шустрыми: из 8 партий, зарегистрированных в первую очередь в мае прошлого года, оказалось 6 «богдановских».
В эту же группу следует, по-видимому, включить Партию свободных граждан, Российскую сетевую партию и Политическую партию социальной защиты, которые были зарегистрированы в июне, и 4 партии, созданные позднее: партии «Родная страна», «Против всех», «ЧЕСТНО (Человек. Справедливость. Ответственность)» и Российскую социалистическую партию.
Четвертая группа — партии, созданные на базе или при активном участии неполитических общественных объединений. Эта группа довольно многочисленна, что не удивительно: для создания партии необходимо иметь какую-то сеть людей в регионах, и такую сеть могут предоставить общественники. Интереснее другое: ряд этих общественных объединений оказались участниками «Общероссийского народного фронта», иными словами, сателлитами «Единой России». Так возникли партии «Города России» (база — Всероссийское общество охраны природы), «Новая Россия» (союз «Чернобыль»), Партия пенсионеров России («Союз пенсионеров России»), «Союз труда» (ФНПР), Российская партия автомобилистов России РОСПА (межрегиональная общественная организация автомобилистов «Свобода выбора»). Близки к «партии власти» также «Молодая Россия» (база — Ассоциация юристов России), «Умная Россия» (во главе с бывшим лидером «Наших» Никитой Боровиковым), Казачья партия РФ (один из лидеров — Сергей Бондарев, замгубернатора Ростовской области), Трудовая партия России (лидер — председатель Соцпрофа Сергей Вострецов, баллотировавшийся в 2011 в Госдуму от «Единой России»), «Женский диалог» (лидер — Елена Семерикова, бывший помощник Грызлова).
На базе или при активной поддержке общественных объединений созданы также Партия ветеранов России (ветеранские организации), партии «Защитники Отечества» («Офицеры России»), «Развитие России» (саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет»).
В целом партии четвертой группы также являются в большей степени политтехнологическими, чем политическими проектами.
Слабо политизированы и две «партии одного вопроса»: Партия налогоплательщиков России и Интернет-партия Российской Федерации.
Новых политических проектов пока немного, точнее, пока немногие из них получили регистрацию. В первую очередь стоит отметить «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова. К политическим проектам можно отнести также Народную партию «За женщин России» и «Альянс Зеленых — Народную партию», хотя они имеют признаки «партии одного вопроса».
Партия «За справедливость!» и партия «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик» — это еще два «откола» от «Справедливой России».
Две партии созданы бывшими депутатами Госдумы — Монархическая партия (Антон Баков) и Партия национальной безопасности россии» (Александр Федулов). Еще одну партию (Российскую партию народного управления) создал уфимский бизнесмен и медиамагнат Альберт Мухамедьяров.
Первое испытание — выборы 14 октября
В выборах 14 октября прошлого года имели право участвовать 19 новых партий. Но АПР вообще не стала на этих выборах никого выдвигать, еще 5 партий («Молодая Россия», «Новая Россия», Партия свободных граждан, Политическая партия социальной защиты, «Умная Россия») приняли в тех выборах минимальное участие.
Остальные 13 партий принимали участие в основном в выборах по партийным спискам. Но лишь четыре из них имели относительный успех: «Коммунисты России» прошли в думу Карачаевского городского округа с 16,9%; РЭП «Зеленые» — в думу Березовского городского округа (Свердловская область) с 14,9%; Народная партия «За женщин России» — в думу г. Каменска-Уральского (Свердловская область) с 6,0%; Партия пенсионеров России — в думу г. Каменска-Уральского (9,4%) и совет депутатов Ельнинского района Смоленской области (8,6%).
В ноябре 2012 — феврале 2013 года прошли более 100 выборов, но новые партии участвовали только в 13, и всего в этих выборах участвовали 9 новых партий. В четырех городах выборы депутатов проходили по пропорциональной или смешанной системе, но в трех из них новые партии вообще не участвовали, и только в ЗАТО г. Фокино (Приморский край) приняла участие Народная партия «За женщин России», довольствовавшаяся 3,1% голосов.
В остальных 12 кампаниях новые партии выдвигали кандидатов в депутаты или мэры и результаты были более чем скромные. Лишь в г. Алексин Тульской области кандидат в депутаты от Российской партии пенсионеров за справедливость Лариса Малыженкова получила 23,3% голосов, в остальных случаях результат не превышал 5%.
Результаты новых партий 10 марта
Как уже отмечалось, 10 марта новые партии принимали участие в 10 выборах. В этот раз в них участвовали уже 13 новых партий (из 25 имевших право): «Коммунисты России», «Города России», Российская партия пенсионеров за справедливость, Партия пенсионеров России, «Гражданская платформа», «Союз горожан», ДПР, НПР, «Умная Россия», АПР, Народная партия «За женщин России», «Альянс Зеленых — Народная партия» и «Молодая Россия».
Наиболее интересны выборы в собрание депутатов г. Узловая (Тульская область), прошедшие по смешанной системе. В них приняли участие сразу четыре новые партии («Города России», Народная партия «За женщин России», Партия пенсионеров России и Российская партия пенсионеров за справедливость), а всего участвовало 8 списков. Это пока рекорд для муниципальных образований, не являющихся региональными центрами.
Особую остроту ситуации придавало то, что на эти выборы не была допущена (придрались к оформлению документов) «Справедливая Россия» — один из фаворитов.
Разумеется, это благоприятствовало обеим пенсионерским партиям, особенно Российской партии пенсионеров за справедливость, хотя она фигурировала на этих выборах под сокращенным названием «Партия пенсионеров», то есть была почти неотличима от другой.
Но все же избиратели отличили. Партия пенсионеров (то есть Российская партия пенсионеров за справедливость) получила 8,4% (опередив ЛДПР) и прошла в собрание, а Партия пенсионеров России довольствовалась 2,3% голосов (что, впрочем, больше, чем у партии «Яблоко»). Немногим лучше и результат «женщин» — 2,4%. А у «Городов России» последнее место с 0,9% голосов.
По одномандатным округам в Узловой также наилучшие результаты из новых партий у Российской партии пенсионеров за справедливость. Она выдвинула всего четверых, и они получили от 6,1 до 29,6%. Остальные три партии выдвинули кандидатов по всем 10 одномандатным округам, но их результаты оказались скромнее: у Партии пенсионеров России от 2,0 до 8,7%, у Народной партии «За женщин России» от 0,9 до 6,0% и у партии «Города России» от 0,7 до 3,4%.
Похожая ситуация и по другим выборам. Наилучший результат у кандидата от Российской партии пенсионеров за справедливость Романа Петухова на дополнительных выборах в Пермскую городскую думу — 33,0%, лишь на 3,9% меньше, чем у победителя, единоросса Сергея Климова. Неплох дебют Аграрной партии России: оба ее кандидата получили на выборах муниципальных депутатов более 10%: Юрий Мамонтов в Новосибирском районе Новосибирской области — 14,9%, Игорь Дедюхин в Шигонском районе Самарской области — 11,5%.
«Умная Россия» выставляла двух кандидатов на выборах в одну из сельских дум Кировской области и кандидата на должность главы другого сельского поселения той же области. Результаты неплохие: кандидат в главы получил 26,8% голосов (второе место из трех кандидатов), а кандидаты в депутаты — 5,0 и 12,9%. Впечатление портит только абсолютное число голосов: в первом случае — 76, во втором — 5 и 13.
Другие партии выступили в процентном отношении гораздо хуже. У «Коммунистов России» наилучший результат — 6,9% (в Краснодаре), у «Гражданской платформы» — 5,4% (в Новосибирской области). В дополнительных выборах в Пермскую городскую думу участвовали кандидаты от «Альянса Зеленых — Народной партии» (0,8 и 3,5%) и «Молодой России» (1,3%). На выборах мэра Железноводска засветились три «богдановские» партии: кандидат от «Союза горожан» получил 4,1%, от НПР — 1,5%, от ДПР — 0,3%.
Таким образом, пока серьезной политической силой из новых партий можно признать только Российскую партию пенсионеров за справедливость.
Автор — эксперт Комитета гражданских инициатив.