Объем десятилетней федеральной целевой программы (ФЦП) по защите России от космических угроз, в том числе и падений метеоритов, составляет 58 миллиардов рублей, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на заведующую отделом астрономии Института астрономии РАН Лидию Рыхлову. По ее словам, программа уже одобрена Роскосмосом, и сейчас «она лежит на столе у вице-премьера Дмитрия Рогозина».
В результате падения осколков метеорита под Челябинском в пятницу пострадали около 1500 человек. Большинство из них получили травмы, когда взрывной волной выбило стекла.
Последовавшая вслед за стихийным бедствием привычная критика со стороны обывателей в адрес власти и профессионалов, мол, прошляпили метеорит, не предупредили население, в данном случае некорректна. Существующие методы изучения Земли и ее окрестностей в космосе позволяют находить только достаточно крупные объекты, как, например, тот же астероид 2012DA14 (его диаметр составляет 45—60 метров), который, к счастью, пролетел мимо Земли 15 февраля. Что касается челябинского болида, его вес составлял 17 метров, вес — 10 тысяч тонн, а двигался он со скоростью 18 километров в секунду.
Хотя это самый крупный болид после легендарного Тунгусского метеорита, упавшего в 1908 году, заранее просчитывать столкновение Земли, да еще конкретного населенного пункта с таким мелким космическим объектом люди пока не в состоянии.
За всю историю наблюдений лишь один раз ученым удалось предсказать столкновение с космическим телом, да и то во многом случайно.
Тем не менее Институт астрономии РАН, используя железный медиаповод, анонсировал уже готовую программу защиты России от космических угроз. 58 миллиардов рублей на десять лет — это, конечно, не 20 триллионов на перевооружение армии за семь лет, которые собирается потратить российское государство. Но все равно хотелось бы понять, почему именно такая сумма защитит страну от космических угроз, насколько они серьезны и можно ли вообще от них предохраниться. Пока, к счастью, от столкновения Земли с комическими объектами никто не погиб.
При этом для России есть гораздо более очевидные земные, а не космические угрозы.
В Краснодарском крае за 10 лет после одного крупного наводнения так и не удосужились создать систему оповещения граждан о подобных бедствиях. В результате наводнение в Крымске прошлым летом унесло более 100 человеческих жизней и стало символом откровенно наплевательского отношения властей к безопасности людей.
После пожаров аномально жаркого лета 2010 года власти начали раскручивать программу обводнения торфяников в Подмосковье на 20–25 миллиардов рублей. Пока известно, что в результате были затоплены тысячи гектаров сельхозугодий, а о других достижениях мы, видимо, узнаем не раньше, чем новое аномально жаркое лето вызовет новые пожары.
На полном серьезе обсуждалась и возможность появления программы борьбы с акулами, когда летом позапрошлого года было несколько случаев нападения этих хищных рыб на пловцов в Приморье.
Помимо неготовности к более предсказуемым стихийным бедствиям, чем метеоритные осадки, в России катастрофическая ситуация с инфраструктурой: постоянно взрывы бытового газа и обрушение ветхих зданий. На российских дорогах ежегодно погибают около 30 тысяч человек — население маленького города. Это куда более весомые угрозы жизни людей и потенциальные статьи федеральных целевых программ, чем пожары или, тем более, метеоритные дожди.
Космические угрозы, мягко говоря, не настолько очевидны, чтобы тратить на борьбу с ними астрономические суммы. Особенно с учетом национальных особенностей освоения казенных денег.
Это не значит, что у российских астрофизиков не должно быть нормальных условий для работы. Это лишь означает обязанность государства с привлечением экспертов объективно просчитывать, сколько и на что тратить.
С 1908 по 2013 год болиды на территорию России не залетали ни разу. Затруднительно представить себе, каким таким чудодейственным способом и какой программой удастся предотвратить следующее столкновение нашей страны с космическим телом. К тому же оно почти наверняка произойдет не через одно десятилетие. Зато большие деньги на крайне туманные цели можно пытаться выбить уже сейчас.