В России плохо относятся к политкорректности, считая ее сугубо западной выдумкой. А потому у нас не прижилась политкорректная формулировка «люди с ограниченными возможностями». Мы предпочитаем прямо называть около 13,02 миллиона наших соотечественников (9,1% населения страны) инвалидами. И живет эта часть населения в целом хуже остальных своих соотечественников. Поэтому «праздничная», подготовленная к установленному ООН ровно 20 лет назад Международному дню инвалидов, статистика Министерства труда и социальной защиты России выглядит очень непразднично.
Из 3,39 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 816,2 тыс. человек, а численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн человек — почти 80%.
По данным министерства, ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85 тысяч инвалидов. Это порядка трети численности трудоспособных инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости. А если сопоставить с общим числом неработающих инвалидов, такими темпами на решение проблемы безработицы среди этой категории граждан (если их численность не изменится) уйдет более 30 лет.
Не спасают и обязательные квоты на трудоустройство инвалидов. По российским законам организации с численностью работников более 100 человек обязаны отдавать людям с ограниченными возможностями не менее 2% и не более 4% мест. При этом минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти регионов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Однако работодателям выгоднее заплатить ничтожно малые штрафы за отказ принимать на работу инвалидов или предоставлять органам занятости информацию о вакансиях (например, в Подмосковье размер штрафа составляет от 2 до 5 тысяч рублей).
Хотя на недавнем совещании по трудоустройству инвалидов премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости создать для этой категории граждан более 14 тысяч рабочих мест за три ближайших года, нет никаких гарантий, что это будет сделано.
Тем более что инвалидам сплошь и рядом подсовывают вакансии, явно им не подходящие: нередки случаи, когда безруким или страдающим рассеянным склерозом предлагают, например, стать швеями.
В России по-прежнему огромные проблемы с лекарствами для инвалидов, с пандусами в жилых домах, из-за чего подавляющее большинство инвалидов становятся «невыездными» из квартир. На грошовые пособия по инвалидности или по уходу за ребенком-инвалидом невозможно прожить даже в самых бедных российских регионах. В стране по-прежнему велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок и запасных частей к ним, при этом сама Россия имеет крайне отсталую индустрию в этой сфере.
По сути, кроме Международного дня инвалида чиновники вспоминают об этой категории граждан только в связи с Паралимпийскими играми, традиционно проходящими в паре с обычной летней или зимней Олимпиадой. В основном чтобы похвастать своими спортивными достижениями. В этом смысле Сочи из-за необходимости провести зимнюю Паралимпиаду-2014 должен стать идеальным для России городом с точки зрения создания безбарьерной среды для инвалидов. Но в каждом российском городе, не говоря уже о сельской местности, Олимпиаду не проведешь. В стране крайне ветхий жилой фонд: в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, его изношенность достигает 80%. Старые дома даже чисто технологически непросто оборудовать современными пандусами для инвалидных колясок.
Общая инфраструктурная отсталость России (по уровню инфраструктуры страна явно не соответствует статусу страны с шестым в мире абсолютным размером ВВП) особенно больно ударяет по инвалидам.
В общем-то и возможности абсолютно здоровых людей в России сильно ограничены экономическими диспропорциями, нищетой, коррупцией. А возможности инвалидов ограничены еще сильнее, ведь помимо всех этих политических, социальных, технологических препятствий им еще приходится преодолевать свою болезнь и ужасающее состояние отечественной медицины, которую пока не в силах поднять на достойный уровень никакие перманентные реформы.
Положение инвалидов в современном мире — один из вернейших индикаторов общего уровня цивилизованности страны. Россия в этом отношении остается почти варварским государством.