29-летний Александр Максимов, который после двух дней беспробудного пьянства сел в праворульный Toyota Crown и на скорости 190 километров в час снес автобусную остановку в Москве, сбив насмерть пятерых подростков-сирот и двух воспитателей, по действующему закону может получить максимум девять лет. Еще на три года по истечении уголовного наказания его могут лишить водительских прав. Дело заведено по самой тяжелой, 6 части статьи 264 УК РФ (нарушение ПДД лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Естественно, любому нормальному человеку такое наказание кажется непропорционально мягким.
Дискуссия о необходимости ужесточить наказания за нарушения ПДД в состоянии опьянения шла и раньше. Очевидно, что после чудовищного преступления Максимова идеи приобретут силу закона гораздо быстрее. На эту тему уже высказались представители «Единой России», самой большой думской фракции, ужесточения уже поддержал премьер-министр Дмитрий Медведев. Увеличением штрафов — пусть даже и в 20 раз — дело, скорее всего, не ограничится, и за повторное вождение автомобиля с алкоголем в крови, независимо от дозы, может быть и уголовная ответственность.
Уже есть предложения давать виновникам ДТП с летальным исходом от 15 лет до пожизненного заключения.
Однако проблема в том, что
в отношении водителей с содержанием алкоголя в крови в России и так действуют вполне драконовские правила. Но они никак не сказываются на уменьшении количеств ДТП с участием пьяных автомобилистов, потому что карают невиновных и не являются заградительным барьером для водителей, злоупотребляющих спиртным.
Как известно, в бытность президентом Дмитрий Медведев ввел «сухой закон» для автолюбителей. Существующие в большинстве развитых стран мира (где количество ДТП с летальным исходом, к слову, на порядок меньше, чем в России) минимально допустимые нормы алкоголя в крови у нас отменены. Теперь нельзя иметь даже до 0,3 промилле. Хотя медицина говорит, что такие дозы никак не влияют на реакцию водителей. Более того, в России теперь лишают прав даже за сотые доли промилле. Такое «опьянение» вообще невозможно определить клинически. Не говоря уже о том, что, в силу особенностей обмена веществ, какое-то количество алкоголя в крови может быть у людей, в принципе не употребляющих горячительные напитки.
В результате за прошлый год гаишники выявили почти полмиллиона водителей, у которых приборы фиксировали алкоголь. 85% из них суд лишил прав на год-два, хотя большинство из них вообще не были пьяны и не представляли никакой опасности. Суды у нас в принципе не привыкли выносить оправдательные приговоры, особенно по таким случаям. К тому же начальство получает шанс рапортовать о борьбе с пьянством на дорогах, не вдаваясь в детали. Тому же Максимову, который до этого попадался за рулем в состоянии сильного алкогольного опьянения, тоже вернули права на общих основаниях.
Поэтому одним ужесточением наказаний ситуацию на российских дорогах не изменить. С одной стороны,
сотни тысяч водителей с крошечными дозами алкоголя в крови, да еще с учетом повадок наших инспекторов ГИБДД и правоприменительной практики, в одночасье могут оказаться под уголовной статьей.
Не говоря уже о том, что эту статью легко использовать против политически неугодных людей. С другой стороны, без точечного контроля за реально пьющими автомобилистами, без учета хронических алкоголиков медицинскими учреждениями, без пресечения практики раздачи прав за деньги без оглядки на навыки вождения и состояние здоровья проблему преступлений пьяных водителей не решить. Особый спрос должен быть с наших доблестных силовиков, которые постоянно отличаются в хронике ДТП, совершенных в нетрезвом виде.
Ужесточать наказания пьяным водителям за ДТП с летальным исходом нужно. Но превращать всех автомобилистов в заложников этих жестоких мер — по меньшей мере неразумно.