Сразу после окончания чемпионата Европы, который, по общему мнению, Украина провела удачно, в стране начались политические потрясения. Верховная рада незначительным большинством голосов (248 депутатов при необходимом минимуме в 226) приняла во втором чтении закон «Об основах государственной языковой политики». В случае подписания документа президентом русский язык получит статус регионального там, где он является родным минимум для 10 процентов населения. Это почти половина украинских регионов — 13 из 27. Причем в некоторых из них, в частности в Крыму, практически не используется как раз государственный украинский язык.
Принятие закона вызвало предсказуемые волнения. Сразу после голосования в Раде украинская оппозиция объявила голодовку, требуя его отмены, и тут же внесла в Раду закон, отменяющий только что принятый. У здания Украинского дома, бывшего Музея Ленина, а ныне центра делового и культурного сотрудничества, собралась акция протеста, около 700 участников оставались у здания на ночь и участвовали в столкновениях со спецподразделением «Беркут». При этом пострадали десять спецназовцев. Против участников акции применялся слезоточивый газ.
Президент Виктор Янукович вынужден был отложить на неопределенный срок назначенную на полдень итоговую пресс-конференцию в том самом Украинском доме. Вице-спикер Верховной рады от фракции «Блок Юлии Тимошенко — Батькивщина» Николай Томенко подал в отставку. Его примеру может последовать спикер Владимир Литвин, публично призывавший парламентариев отложить принятие закона.
Для российских интересов на Украине этот закон скорее вреден, чем полезен. Он раскалывает не только ведущие политические силы на Украине, но и всю соседнюю страну, уменьшая и без того незначительные шансы на появление там власти, готовой проводить промосковскую политику.
Между тем даже с нынешними, вроде бы самыми пророссийскими из всех возможных властями Украины (за слишком тесные связи с Кремлем Януковича называли даже «губернатором Украины») Кремль не может договориться по ключевым вопросам — цене на газ и украинской газотранспортной системе. Не выглядит безоблачной и судьба российского Черноморского флота, несмотря на подписанное еще президентом Дмитрием Медведевым соглашение о его пребывании на территории Украины до 2042 года. Ведь пребывание флота завязано на цену газа. А нынешняя украинская власть оказалась в этом вопросе даже более несговорчивой, чем воспринимавшийся Кремлем как откровенный политический враг Виктор Ющенко. Сейчас руководство Украины не просто добивается пересмотра газовых контрактов и не сдает России контроль над своей газотранспортной системой. Формальным поводом для уголовного преследования Юлии Тимошенко стали газовые контракты, подписанные ею с тогдашним премьером, а нынешним президентом России Владимиром Путиным. Таким образом, Янукович не побоялся в этом вопросе сделать самого Путина косвенным соучастником «преступления» Тимошенко.
Попытки узаконить русский язык в качестве регионального — не шаг к сближению с Россией. Это делается по сугубо внутриполитическим причинам. Во время президентской кампании Виктор Янукович вообще обещал сделать русский вторым государственным.
Сейчас более мягкий вариант юридического оформления особого статуса русского языка — попытка правящей Партии регионов мобилизовать свой электорат в русскоязычных областях перед парламентскими выборами на фоне очевидной неспособности украинской власти добиться принципиальных изменений к лучшему в жизни рядовых граждан.
Ни при каком политическом раскладе Украина не станет политическим сателлитом России. Партия регионов фактически включает в себя всех главных украинских олигархов, чей промышленный бизнес критически зависим от цены энергоносителей. Поэтому, если Ющенко не хотел отдавать России экономический контроль над страной, исходя из идеологических соображений, Янукович не сделает этого из соображений бизнес-интересов людей, приведших его к власти.
Россия, по большому счету, уже признала невозможность экономического аншлюса Украины. Ведь одновременно с попытками овладеть украинской газотранспортной системой она активно развивает проекты альтернативного газового транзита («Северный поток», «Южный поток»), которые лишат Украину статуса главного транзитного экспортера российского газа. А вступление РФ в ВТО автоматически лишает Украину необходимости во что бы то ни стало входить в Таможенный союз с Россией и Единое экономическое пространство: по правилам ВТО Москва не сможет устанавливать заградительные пошлины для украинских товаров.
Так что статус русского языка на Украине не имеет прямого касательства к отношениям с Россией: объективные интересы украинской власти и украинской оппозиции не совпадают с представлениями российской власти о желаемой степени независимости украинского государства. Никакой однозначно пророссийской власти в сегодняшней Украине быть не может.