Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских едва ли не впервые после своего резонансного назначения заставил говорить о себе как о реальном человеке, занимающем ответственную государственную должность. Холманских призвал молодежь отказаться от высшего образования в пользу продолжения рабочих династий. Так он прокомментировал заявление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, что регион в ближайшее время будет нуждаться в рабочих определенных специальностей, а не в выпускниках вузов.
«Мы не обманываем родителей и говорим о том, что нам в ближайшее время не нужно такое количество детей с высшим образованием», — заявил Кобылкин. А полпред на встрече с региональной ячейкой создаваемого им при кураторстве кремлевской администрации рабочего движения «В защиту человека труда» в Новом Уренгое развил эту мысль.
По словам Холманских, в 1980-х годах высшее образование имело 25% населения страны, а сейчас — порядка 90%. «Такой перекос никакая экономика выдержать не может, высшее образование — благо, но нам нужны люди рабочих специальностей», — сказал полпред.
По его мнению, родители должны понимать, что это нормально, когда их ребенок не получает высшее образование за деньги, а идет работать туда, где работали его бабушки и дедушки.
Полпред Холманских, у которого, к слову, высшее образование есть — он учился в нижнетагильском филиале Уральского политехнического института на инженера-механика колесных и гусеничных машин, а теперь стал колесиком российской политической системы, — вряд ли проявил этим своим заявлением личную инициативу. В марте нынешнего года Владимир Путин объявил, что правительство проведет конкурс на звание лучшего рабочего. Новоизбранный президент пообещал денежные призы от 100 до 300 тысяч по «пяти номинациям: лучший сварщик, лучший каменщик, лучший шахтер, лучший электромонтер и лучший водитель большегрузного автомобиля».
Между тем у Холманских явно преувеличенные данные о распространенности высшего образования среди россиян. Согласно данным опроса ВЦИОМ, проводившегося в декабре 2011 года, только 62% россиян считают, что их дети должны иметь высшее образование. Причем эта цифра остается неизменной последние 10 лет. А согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на 1000 человек приходится 280 человек с высшим (в том числе незаконченным) образованием.
Но дело не в этих «арифметических» ошибках. Многие предпочитают высшее образование для детей и внуков, а сами студенты карьеру госслужащих или работников госкорпораций, потому что прекрасно видят, где реально можно зарабатывать деньги, а где нельзя.
И люди со средним специальным образованием из провинции зачастую норовят переехать в столицу или областной центр и поступить в охранники, чем стоять у станка.
Просто потому, что негде стоять. Тот же «Уралвагонзавод», который дал нашей политике товарища Холманских, долгие годы прозябал без заказов и сейчас получает их в основном благодаря личной протекции Путина в обмен на политическую лояльность. На все заводы такого способа получения заказов не хватит.
Мало того, что рабочие профессии не востребованы и не оплачиваются в России достойным образом (часто из-за неконкурентоспособности продукции), так в стране еще и разрушена система профессионально-технического образования. Квалифицированных рабочих просто некому готовить.
Конечно, Холманских лично может быть примером удачной карьеры рабочего человека. Но это настолько нетипичный для нынешней России случай, что едва ли можно рассчитывать на его массовое тиражирование.
Так что предложение полпреда президента на Урале нерабочее. Рабочий класс в нынешний России утратил привилегированное положение не только на словах, но и на деле.