Комитет Госдумы по собственности рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект о включении крупнейших российских интернет-сервисов в перечень стратегически важных предприятий. Что это означает для рунета? Чем грозит пользователям и почему именно сейчас активизировались депутаты?
Законопроект об отнесении российских интернет-компаний к категории стратегически значимых для обеспечения обороны страны и безопасности государства предприятий был подготовлен в течение 2010 года, после чего о нем не вспоминали целый год. В январе 2012 года дело получило новый импульс.
Давайте посмотрим, какие отрасли в настоящее время относятся к стратегически значимым. Это различные работы, связанные с мирным и не очень мирным атомом, шифрование, производство оружия, космическая деятельность, естественные монополии и прочие, действительно потенциально опасные для граждан виды деятельности.
Необходимость в демократическом обществе дополнительного контроля за этими сферами, по крайней мере, можно объяснить разумно.
Депутаты же предлагают отнести к важным с точки зрения обороны и безопасности видам деятельности распространение информации по радио, ТВ и в интернете. Здесь ситуация совершенно иная. В пояснительной записке к законопроекту говорится о необходимости учитывать «важность средств массовой информации для национальной безопасности Российской Федерации». Заметим, что в предлагаемой редакции закона речь идет об интернет-сервисах, оказывающих услуги преимущественно жителям России. Очевидно,
в список могут попасть «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники», Mail.ru, а также наиболее посещаемые интернет-СМИ. Именно на них и рассчитан законопроект.
Власти снова продемонстрировали, что, как и в советские времена, рассматривают СМИ как инструмент пропаганды и один из видов оружия, контроль за которым ни в коем случае нельзя выпускать из своих рук.
Вопрос: существует ли какая-то угроза безопасности ключевых игроков рынка интернет-услуг, за исключением хакерских атак и административных рисков? Вряд ли, а от существующих новый порядок не спасет.
Если бы власти на самом деле были озабочены национальной безопасностью в интернете, они должны были бы в первую очередь гарантировать свободные и прозрачные отношения в этой сфере, а во вторую — обеспечить эффективное расследование киберпреступлений, включая Ddos-атаки на ведущие сервисы и сайты СМИ.
А так стремление ограничить иностранные инвестиции в российские интернет-проекты можно оценивать только как попытку не допустить неподконтрольных российским властям игроков на важную с политической точки зрения «поляну». Этакий Great Firewall of China в финансовой сфере, когда любые инвестиции в отрасль проходят фильтр из нескольких государственных ведомств.
Действительно, с зарубежным собственником гораздо труднее договориться, ему сложнее объяснить необходимость «добровольного» сотрудничества с правоохранителями, внесудебной блокировки сайтов и передачи личных данных пользователей по немотивированным запросам многочисленных «оперативников».
Реанимация законопроекта возможно вызвана и тем, что российские сервисы наконец-то начали представлять серьезный интерес для иностранных инвесторов, что недавно продемонстрировал успех первичного размещения акций Mail.ru Group и «Яндекса».
В перспективе введение таких ограничений губительно скажется на конкуренции и будет способствовать консервации существующих отношений, когда пользователи практически бесправны перед союзом государства и полностью зависимых от него поставщиков услуг.
Автор — правовой аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора».