Май вдохнул новые силы в зимнее общественное движение. Ко многим вернулся оптимизм и жажда деятельной борьбы. Возможно, именно сейчас перед движением вновь открываются потускневшие на время перспективы, и нам стоит внимательно посмотреть на приобретенный за прошедшие шесть месяцев опыт участия в жизни общества: он содержит в себе уроки, которые могли бы помочь понять наши задачи в изменившихся обстоятельствах.
В декабре мы вышли на площади, будучи оскорбленными ложью и мошенничеством режима – из чувства собственного достоинства. Тогда мы неожиданно и радостно ощутили удивительное единство друг с другом в желании противостоять этой лжи.
Затем была захватывающая подготовка к новым митингам и акциям, к наблюдению на выборах. Совершенно незнакомые люди собирались вместе ради дел, лично им, казалось бы, совершенно не нужных. Союзники по движению были вдохновлены идеальными целями утверждения правды, человеческого достоинства и общественной солидарности. Для одних опыт обусловленного этими ценностями действия был совершенно новым, другие успели приобрести его прежде (например, в разного рода волонтерских акциях). И эта бескорыстная и самоотверженная совместная работа привела к тому, что в среде движения образовался небольшой островок настоящего общества, члены которого доверяют, уважают, ценят друг друга, добровольно отдавая свои силы ради служения высшим ценностям. Это первый и главный урок.
Четвертого марта мы пережили крушение надежд. Видимо, очарование вновь обретенным единством и совместной борьбой ради высоких целей было столь сильно, что не верить в успех было просто невозможно. И вот вместо этой полусознательно ожидаемой и весьма неопределенной победы (не в победе же Зюганова она должна была заключаться?) нам достался ушат ледяной воды на голову. Оказалось, что для перемен в стране недостаточно того, что мы изменились — поняли, прочувствовали и пережили за это время. Вокруг миллионы людей, многие из которых, возможно, не питают иллюзий по поводу режима, но при этом не готовы верить никому, во всем разочарованы, не видят альтернативы и потому вновь и вновь смиряются с привычным злом. В том, что без изменения сознания большинства наших сограждан зримые перемены невозможны, заключается второй урок.
Третий урок — это опыт реального общественного конфликта. Мы идем на митинг, где нас встречают омоновцы. Они изначально настроены на провокации с нашей стороны, а мы опасаемся, что они начнут нас бить, вязать и засовывать в автозаки. Мы наблюдаем за голосованием на избирательном участке и готовы решительно пресекать нарушения. Нам же сказали, что будут фальсифицировать, вот мы и ищем фальсификации! Члены УИК, со своей стороны, видят в нашем пристальном внимании и настойчивых требованиях непонятную враждебность, считают нас провокаторами или бездельниками, а главное, чувствуют, что мы смотрим на них как на потенциальных лжецов. Наконец, люди митингуют в поддержку Путина, а мы решительно объявляем их всех поголовно продажными сволочами или идиотами, будучи уверенными, что честный и разумный человек за Путина выступать не может.
Это трагический тупик, заданный противостоянием: мы ждем от другой стороны насилия, подлости, лжи. Если наши ожидания оправдываются — возмущаемся и обличаем, доходя иной раз до ненависти. Если нет — все равно остается осадок неприязни, а иногда даже что-то вроде разочарования, что все прошло не так, как мы предполагали (то есть, к примеру, никто не фальсифицировал!).
Очевидно, что сама общественная борьба порождает рост недоверия и отчуждения между вовлеченными в нее группами. И требуются огромные усилия, чтобы в этой борьбе не оттолкнуть, не оскорбить своим отношением тех людей, которые еще не готовы поддержать нашу позицию, и не закрыть для них тем самым возможность вдумчивого диалога и какого бы то ни было переосмысления. До сих пор усилия эти почти никем не предпринимались.
Более того, многие оказываются чрезвычайно нетерпимы не только к тем, кто по другую сторону баррикад, но и к своим же соратникам. Стоит только кому-то с чем-то или кем-то не согласиться — его тут же клеймят предателем и кремлевским прихвостнем. Нам навязывают поводы для внутреннего конфликта, и мы безответственно и ожесточенно ругаемся из-за Pussy Riot или из-за запрета пропаганды гомосексуализма. Кто-то, не выдержав напряженности и грязи таких споров, отказывается от самих целей движения — слишком все это с ними не вяжется. Итак,
три урока — солидарности в борьбе за общественный идеал, поражения, конфликта внешнего и внутреннего — позволяют выделить в протестном движении главное. Это положительный опыт совместного действия во имя высших ценностей.
Мы вышли, потому что не потерпели обмана и унижения, а не потерпели — потому что осознали себя гражданами. Мы стихийно почувствовали альтернативу в той самой принципиально иной общественной реальности, которая родилась в зимнем движении. Но 4 марта стало очевидно, что лишенное этого опыта большинство альтернативы сложившемуся порядку не видит. И, наконец, драма гражданского противостояния побуждает нас понять, что добиться утверждения правды и уважения человеческого достоинства одними лишь обличениями попирающих их «жуликов и воров» невозможно. Для победы нужна сознательная борьба за людей, нужно не просто убеждение, но прежде всего деятельное утверждение ценностей, составляющих для нас суть борьбы, в собственном отношении к окружающим людям.
Если очистить главное содержание движения от человеческих страстей — от ненависти и презрения к инакомыслящим, от любования собственной правотой и исключительностью, от мелких амбиций, наконец, что же останется в результате? Получится, что основная цель борьбы отнюдь не в том, чтобы упразднить режим Путина. Да, он и его партия являются неким олицетворением лжи, хамства и грубого пренебрежения людьми. Но, к сожалению, большинство наших сограждан просто не верит в то, что можно жить по-другому. Если человек сам не ворует, то непременно ожидает воровства и обмана от другого.
Уйдет Путин, и неужели мы сможем рассчитывать, что в стране, где ложь, воровство и даже садистское насилие никого не удивляют, где люди привыкли ко всему этому приспосабливаться, все вдруг очистится и граждане проникнутся друг к другу любовью и уважением?
Многие из нас еще совсем недавно были вполне лояльны правительственной политике, а ее неприглядные следствия принимали как неизбежное зло, а то и пользовались ими без особого смущения. Теперь мы хотим вырваться из царства лжи и лицемерия. Но вырваться получится только всем вместе. Конечно, нельзя насильно заставить людей жить по новым правилам, но невозможно и оставить большинство в безнадежной «стабильности». Не строить же для людей декабря особое государство в государстве по образцу Сколково? Только путем сознательного и неустанного преображения правил общественного взаимодействия на началах правды и человеческого достоинства мы сможем создать базу для перехода от коррупционной автократии к ответственному правительству, образованному демократическим путем.
Преображение российского общества — личный долг каждого участника зимнего движения. Нас немало, мы теперь твердо это знаем. И потому мы можем и должны приходить на помощь друг другу в самых разных практических инициативах — от частной благотворительности, от решения локальных экологических, социальных проблем или защиты культурного наследия до участия в выборах на местном и региональном уровне и борьбы за новую Думу.
Несмотря на то что большинство пока не с нами, наша задача не дистанцироваться от него, не выделяться в некую особую группу, но, напротив, привлекать людей такими конкретными делами и через них вводить в «новое общество».
Кроме того, мы должны вырабатывать принципиально иное по сравнению с нынешней нормой отношение к себе и окружающим. Соизмерять каждый свой шаг с теми идеалами, которые объединили нас в декабре. Личным примером показывать возможность иной жизни, бескомпромиссной ко лжи и воровству и глубоко ответственной в каждом действии и в каждом слове, обращенном к другим людям. Постоянно помнить о том, что очень часто не по аргументированным рассуждениям, а именно по такому отношению узнается правда того, за что мы боремся, а солгав или обругав и унизив другого человека с пол-оборота, мы тем самым унижаем себя самих и втаптываем в грязь те ценности, о которых говорим. Способность видеть в каждом, с кем нас сводят обстоятельства, того самого отнюдь не абстрактного человека, за чье достоинство мы боремся, терпение, внимание, открытость, готовность понять и помочь — все это есть необходимые условия для возникновения незримых волокон, из которых сплетается прочная ткань солидарного общества.
Авторы — гражданские активисты; Николай Бобринский — координатор проекта «Черный список» «Лиги избирателей»..