На днях были оглашены две, казалось бы, не связанные между собой налоговые идеи. Как ни странно, мотивированные сиюминутными целями эти инициативы могут обозначить тренд политического развития страны.
Сначала столичные власти предложили переложить бремя оплаты услуг ЖКХ с рядовых граждан на работодателей. Как сообщили СМИ, для борьбы с отдельными должниками предлагается, чтобы у всех работников коммунальные платежи вычитались прямо в момент начисления зарплаты работодателем. А буквально на следующий день избранный губернатором Подмосковья Сергей Шойгу высказался за то, чтобы налог на доход физических лиц уплачивался по месту жительства гражданина, а не как сейчас, когда налоговым агентом выступает работодатель.
В принципе, смысл затей понятен.
Власти Москвы знают, что с организации стребовать деньги гораздо проще, чем с простых граждан (не зря же самые хорошо собираемые налоги у нас — на прибыль, НДС и др. — те, что платят компании). Вот и предлагают такую вполне «совковую» новацию...
В принципе, у России здесь и так трудное наследство. Примерно 80% налогов у нас выплачивают юридические лица и только около 20% — физические. В отличие от развитых стран, где пропорция обратная. При этом и одна, и другая модель уплаты налогов имеет вполне определенный смысл.
На Западе человек получает деньги и потом сам платит налоги. Он видит, что компания ему начислила, к примеру, $2000, а затем он выплатил $800 налогов. И любое увеличение налогов человек сразу ощущает на себе и своем кошельке (ну или кредитке). Поэтому его гражданская активность имеет ясную экономическую подоплеку. Действует принцип: если я голосую за увеличение государственных затрат, значит, я готов расстаться еще с $200 и получить в итоге уже $1000.
У нас же все наоборот. Человек получает $1000 и, как правило, понятия не имеет, сколько денег у него уже отобрало государство. В лучшем случае он знает про «очень низкий» подоходный налог в 13%. А на самом деле, чтобы выдать человеку $1000, работодатель должен кроме подоходного налога заплатить еще целый ряд налогов. Прежде всего страховые взносы (по своей сути — бывший ЕСН) — 34% (уже получится почти $1500) плюс налог на имущество, НДС и т. д. В общем, для выплаты зарплаты в тысячу долларов он тратит не меньше $1600. Но обычный россиянин этого не видит. А потому клеймит кровопийцу-работодателя, который не повышает зарплату, и славит государство, которое обещает поднять зарплаты учителям, врачам и военным. При этом он даже не задумывается, откуда власть возьмет деньги на все эти святые цели. (А источник тут один: во всем мире до 90% доходов бюджета берется из налогов.)
Сегодня у нас один из главных бытовых предметов недовольства граждан — постоянно растущие квартплаты. Если включить их, как предлагают московские власти, в эту самую «невидимую» часть зарплаты, переложив ответственность за уплату на работодателя, то у простых граждан недовольства очевидно поубавится.
Другое дело с уплатой НДФЛ по месту жительства. Представляете, как вырастет сознание, когда гражданину каждый месяц придется самому уплачивать не только коммунальные счета, но и 13% подоходного налога?
Беда лишь в том, что предложение это проистекает не из заботы о формировании гражданского общества. (Заподозрить Сергея Шойгу в тайном либерализме как-то рука не поднимается.) А из простой человеческой обиды: чиновникам Подмосковья обидно, что миллиарды налоговых рублей уплывают из казны Подмосковья, потому что миллионы жителей региона ездят на работу в Москву. Вот и предлагают они этот финансовый поток перенаправить, поставить под их надежный контроль. При этом, кстати, никто не объясняет, что именно предлагается считать местом жительства. «Место регистрации», т. е. фактически советскую прописку, или место фактического пребывания?
В общем, думаю, когда новому губернатору Московской области объяснят, как тяжело будет учитывать фактическое место жительства подмосковных жителей, а самое главное, сколь идеологически вредной может оказаться инициатива по уплате НДФЛ по месту жительства, он сам от нее откажется. А вот московская идея может оказаться очень своевременной. Просто очень.