Демократия, конечно, тоже не исключена, но новый раздел государственных богатств просто неизбежен. Первые раскаты уже раздались. Денежные потоки начинают менять привычное направление.
На родине президентов, в Петербурге, в 2011 году объем инвестиций в основной капитал упал почти в полтора раза, на рекордные 29%, в то время как в среднем по России инвестиции выросли на 8%.
Все яснее вырисовывается главная задача, с которой в город прислали губернатора Георгия Полтавченко, — старые суперпроекты побыстрее закончить, а новые по возможности не открывать вовсе: федеральная казна больше не может закачивать столько денег в старую столицу.
Тем временем главный наш железнодорожник Владимир Якунин негодует в своем блоге на ультиматум Министерства транспорта, малоизвестной структуры, которую он никогда даже и не считал своим начальством. А теперь ОАО РЖД получило от Минтранса предписание выбрать одно из двух – или соорудить высокоскоростную магистраль между Москвой и Петербургом, или достроить БАМ. Причем прозрачно намекается, что БАМ, дескать, очень важен для восточных районов страны. И такое говорится несмотря на то, что высокоскоростная магистраль придумана для футбольного чемпионата и вроде бы должна оберегаться как святыня. Но вдруг говорят, что сразу на оба проекта денег в бюджете нет, хотя раньше находились и не на такие затеи.
А в порядке продолжения заботы о Сибири и Дальнем Востоке вожди заговорили о какой-то новой госкорпорации, которая под началом то ли Шойгу, то ли кого другого займется там расходованием денег, чтобы эти края, наконец, начали процветать.
Из всего этого следует, что даже наверху уже смутно предвидят близость времен, когда казенный пирог придется делить иначе, чем привыкли за последние 12 лет.
В чем тайна власти Путина и его круга? В том, что они сразу же перевели в федеральную казну большую часть налоговых доходов страны, а чуть позже взяли в свои руки еще и почти все нефтегазовые ее доходы. После чего их авторитет в глазах региональных верхушек стал неодолимым. Ведь существовать на местах без денежной подпитки из центра стало невозможно, а на получение этих денег мог рассчитывать только стопроцентно лояльный или политически полезный, или просто бескорыстно полюбившийся. А больше никто.
И вот система дрогнула и начала отступать. Местные влиятельные люди, называющие себя «элитами», начинают свою реконкисту и будут теперь шаг за шагом отвоевывать пространство власти, используя возрождающуюся выборность должностных лиц, ослабление и компрометацию федеральных лоббистских кланов, а также общее уменьшение уверенности в себе федерального центра. А
отвоевывать власть – это отвоевывать деньги. Вокруг их передела и будет кипеть борьба. Все ущемленные края и земли станут требовать увеличения своей доли, и далеко не всем привилегированным удастся отстоять свою.
Тем более что обиженные в большинстве. По сведениям Минрегиона, в прошлом году в 58 субъектах РФ темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов были ниже, чем в среднем по России, и только в 25 субъектах – выше. То есть разрыв между обеспеченными и необеспеченными регионами растет.
Кстати, бюджетные доходы каждого региона обязательно включают в себя субсидию (лукаво называемую «безвозмездными поступлениями»), выпрашиваемую ими в центре. У разных земель она очень разная, в зависимости от расположения к ним высшего начальства. Всего же федеральный бюджет в нынешнем году разделит между субъектами РФ примерно 2 трлн рублей этих самых «безвозмездных поступлений».
Но это далеко еще не все щедроты центра. Есть сверх того федеральные целевые программы, есть федеральное дорожное строительство или его дорогостоящие имитации, есть огромные государственные заказы, даваемые региональным предприятиям ВПК. Есть еще и плохо поддающиеся подсчету налоговые льготы для избранных регионов. А для еще более избранных – искусственно созданные налоговые доходы, поступающие от принудительно зарегистрированных там головных контор предприятий, дислоцированных совершенно в других местах.
По приблизительному счету, суммарный объем распределяемых в регионах денег тянет сейчас минимум на 6 трлн рублей (больше половины всех федеральных расходов). Вот за эти ежегодные $200 млрд как раз и будет идти битва.
Как они делятся сейчас? По-своему логичными способами, хотя эти способы и не понравятся большинству. Доля «безвозмездных поступлений» в доходах региональных бюджетов, как уже говорилось, только частично раскрывает масштабы щедрот центра. Но зато этот показатель до предела нагляден. Вот какими эти доли были в 2010-м (о 2011-м полных сведений пока нет, но вряд ли они радикально отличаются).
В среднем по России «безвозмездные поступления» составили 23% доходов региональных бюджетов. Добрее всего центр был к автономиям Северного Кавказа. Доли федеральных субсидий в их бюджетах составили 87% (Чечня), 74% (Дагестан) и т. п. И изменить тут что-то в ближайшей перспективе вряд ли реально, ведь щедрое содержание местных режимов – основа пакта о ненападении между этими режимами и Москвой.
Похожий, в сущности, контракт неформально заключен и с главными автономиями Поволжья – Татарстаном и Башкортостаном, многолюдными, богатыми нефтью и экономически достаточно крепкими. Правда их субсидирование осуществляется больше косвенно – через налоговые привилегии и прочее.
Что же до прямых субсидий, то тут любопытный контраст. В бюджете Башкортостана их доля вполне среднероссийская – 21%. А вот у Татарстана, хозяйственно даже более продвинутого, целых 37%. Похоже, дело в готовящейся там всемирной Универсиаде, которая входит в список показных мероприятий, подлежащих безоглядному финансированию из федеральной казны.
В этом странном списке еще и владивостокский саммит АТЭС (доля федеральных денег в бюджете Приморского края 42%, в то время как в соседнем Хабаровском только 26%) и, разумеется, сочинская Олимпиада.
Кубань сегодня – главная, не знающая конкурентов любимица центра. Гигантские вложения (в основном не имеющие общественно полезного смысла) льются сюда по всем каналам, оформляются всеми возможными и невозможными способами и точному исчислению не поддаются.
При этом 70% субъектов РФ — большинство областей центральной России, Урала, Поволжья и Сибири — чувствуют себя ущемленными и все решительнее дают это понять. Хотят вожди или не хотят, но именно в эту сторону будет меняться направление денежных потоков. Вопрос, за чей счет.
Северный Кавказ тут явно не первый в очереди спонсоров. Татарстан, видимо, тоже. Зато Петербург уже ужимают и, если надо, продолжат. В 90-е годы он уже доказал свою способность жить скромно, и к этому опыту можно обратиться опять. Еще соблазнительнее для властей было бы поприжать Москву. Ресурсов здесь больше, чем где-либо. Но, в отличие от Петербурга, Москва не теоретическая, а настоящая столица, федеральная бюрократия – заметная часть ее жителей, и ухудшать условия собственного обитания, да еще и накалять вокруг себя атмосферу — и рискованно, и неприятно. Хотя кое-каких жертв, видимо, не избежать и москвичам.
Однако сам по себе передел существующих федеральных субсидий картину принципиально не изменит. Даже если решиться на назревший, но пока маловероятный шаг – радикально, в разы, урезать траты на олимпиады, чемпионаты и саммиты. А часть из них и вовсе отменить. Это хорошо, но недостаточно.
И уж совсем мало доброго принесут циркулирующие в чиновничьих кругах проекты каких-то территориальных госкорпораций, якобы перекачивающих деньги в провинцию. На самом деле эти деньги лишь обогатят корпоративные клики.
В запасе есть всего одно реальное решение проблемы, и к нему, поэтапно или сразу, добровольно или под давлением, но когда-нибудь придется придти. А именно, упразднить неформальные способы финансирования избранных регионов и всерьез, хотя бы раза в полтора, увеличить долю налоговых поступлений, идущих в региональную и муниципальную казну в ущерб казне федеральной.
Это будет означать перенос огромных средств из рук федеральных лоббистских группировок в распоряжение региональных и муниципальных верхушек. Две трети, если не больше, субъектов федерации смогут жить на собственные доходы и перестанут клянчить субсидии в Москве. Уровень централизации государственной машины все равно останется высоким, но механизм необъятной власти над страной нескольких десятков человек будет упразднен.
Что же до демократии и самоуправления, то они, конечно, этим никак не будут гарантированы. Но борьба за них будет вестись не только, а может, и не столько в центре, сколько на местах. Как раз там, где самоуправлению и положено рождаться.