Покушение на президента Абхазии Александра Анкваба, когда одна из машин президентского кортежа была подорвана на радиоуправляемом фугасе, а затем неизвестные открыли огонь из гранатомета и пулемета, стало ударом не только по стабильности республики, но и по политической репутации России. На Анкваба покушались четырежды в бытность его премьер-министром еще до признания Россией независимости Абхазии. Однако теперь он глава государства, которое практически все мировое сообщество считает протекторатом России. Следовательно,
в глазах мира именно российская власть несет ответственность за происходящее в Абхазии, так же как и в Южной Осетии.
Показательно, что ни в Абхазии, ни в России никто из официальных лиц даже не пытается спекулировать на следе «грузинских спецслужб». Россия вообще не выдвинула никаких конкретных версий, ограничившись крайне обтекаемым заявлением официального представителя МИДа Александра Лукашевича: «Мы с озабоченностью восприняли известие о покушении на президента Абхазии. Очевидно, что речь идет о попытке дестабилизировать ситуацию в республике накануне предстоящих там парламентских выборов». В Абхазии покушение традиционно считают делом рук местных коррупционеров.
Соперник Анкваба на недавних досрочных президентских выборах, лидер оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» Рауль Хаджимба (на него Россия как раз пыталась делать ставку в качестве своего кандидата в президенты Абхазии в 2004 году в бытность президентом РФ Владимира Путина) считает, что преступление может быть связано с намерением президента вести борьбу с коррупцией. В интервью «Интерфаксу» Хаджимба признал, что «в последнее время Александр Анкваб развернул активную деятельность по борьбе с этим злом и, возможно, последовала такая реакция». «Это делают враги Абхазии, это те, кто крал и крадет народное добро, казнокрады. Попытка покушения на президента создает негативный имидж Абхазии», — заявил сотрудник сухумского института гуманитарных исследований Владимир Агрба по абхазскому телевидению.
Связаны ли задетые Анквабом коррупционеры с российскими структурами или это сугубо внутриабхазские разборки, с точки зрения имиджа России в регионе неважно. Важно лишь то, что
Россия, в одностороннем порядке признав независимость двух грузинских автономий, за три с половиной года не смогла обеспечить ни стабильность, ни нормальное развитие этих территорий, критически зависимых (особенно это касается Южной Осетии) от прямого финансирования из российского бюджета.
Ситуация в Южной Осетии еще более скандальна — там вообще нет законного президента. Сейчас республика фактически управляется наместником российского федерального центра и лично министра регионального развития Виктора Басаргина, экс-премьером республики Вадимом Бровцевым. При этом законно выигравшая президентские выборы (законность ее победы в частных разговорах признают все жители Южной Осетии, включая политиков) Алла Джиоева силой была не допущена к власти при активном участии России, поскольку кандидат, на которого официально ставила Россия, глава местного МЧС Анатолий Бибилов проиграл выборы. Российская власть присылала в Цхинвали посредника из кремлевской администрации, но назначенные на 25 марта перевыборы пока не погасили политический кризис в Южной Осетии.
При этом Россия открыто преследует и граждан России — сторонников Аллы Джиоевой. Накануне представители ФСБ задержали бывшего главного тренера России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева за поддержку цхинвальской оппозиции. Хотя он уже публично объявил о неучастии в югоосетинской политике. Причем ради задержания Тедеева даже вернули в аэропорт уже вылетевший пассажирский самолет, выполнявший регулярный рейс Москва — Симферополь. «Я летел в Симферополь из столицы, мы уже были в воздухе минут 40. Вдруг в салон самолета вошли люди в штатском и объявили, что самолет возвращается в аэропорт Москвы и что по приказу ФСБ России меня снимают с рейса, — рассказал сам Тедеев. — Когда мы приземлились, меня фактически насильно вытолкали из салона. И все это время люди, которые летели со мной, находились в самолете в подвешенном состоянии».
И без того не отличающиеся цивилизованностью российские политические нравы теперь распространяются на подконтрольные Москве территории на Южном Кавказе.
Понятно, что российская власть уже утратила иллюзии по поводу возможности массовой покупки признания независимости Южной Осетии и Абхазии государствами «третьего» и «четвертого» мира. Но развитие событий на этих территориях может поставить под сомнение даже абсолютную лояльность их жителей Москве. Абхазия, у которой есть шансы на построение национальной экономики, уже выражала недовольство попытками России разрабатывать местный морской шельф в ущерб экологии и пыталась разобраться со структурой собственности некоторых объектов на своей территории, принадлежащих российским ведомствам. А Южная Осетия может просто прекратить существование, если оставшееся население окончательно переедет частью в Россию, частью в Грузию.
В любом случае пока две республики на Южном Кавказе являются весьма наглядным примером политики России как региональной державы на постсоветском пространстве. И вряд ли этот пример может кого-либо вдохновить на тесное партнерство с Москвой в качестве единственного геополитического покровителя. Наоборот, происходящее в Южной Осетии и Абхазии подрывает позиции России как в самом регионе, так и в мировой политике.