Предложенные вначале экс-мэром Юрием Лужковым, затем президентом Дмитрием Медведевым, кандидатом в президенты Владимиром Путиным, а теперь и московскими чиновниками «гайд-парки» — фикция. Хотя бы потому, что никто из них не знает, о чем говорит.
Северо-восточная часть лондонского Гайд-парка, известная, как Speaker's corner, никогда не обозначалась властями местом, специально отведенным для антиправительственных выступлений. Просто во времена рабочих протестов английское правительство положило асфальт там, где и так вытаптывалась трава. Городским управленцам, ведавшим парками, были даны полномочия разрешать всяческие мероприятия на своей территории с тем смыслом, разумеется, чтобы снять излишнюю конфликтность. Надо заметить, что никакой иммунитет для хулиганов и экстремистов там не предусматривался и не предусматривается.
Вполне уместно, чтобы именно продвинутый менеджер молодежной оккупации Парка культуры и отдыха имени Горького и посетитель Болотной площади Сергей Капков выразил готовность организовать «Гайд-парк» в Москве.
Можно даже предположить, что этот вариант свободы собраний будет интегрирован с социальными сетями. В таком «уголке ораторов» мы сможем, вероятно, увидеть даже ларьки с фалафелем и кус-кусом, но вот кого там не увидят ни власти, ни журналисты — это рассерженных горожан. Разве что уже после митингов.
И в Лондоне, и во многих других городах «гайд-парки» являются не просто традицией, а милым аттракционом. Когда нужно протестовать против ввода войск в Ирак, англичане идут на Даунинг-стрит. Если, как сейчас, поднимается волна их собственных «рассерженных горожан» — они отправляются оккупировать места, скорее неудобные для властей и полицейских, чем наоборот. Над этим можно смеяться — например, в том же Лондоне на площади перед собором Святого Павла оккупанты и нагадили немало, и лицемерием отличились, и ущемили права прихожан. Но нигде и никогда «гайд-парки» не становились согласованными властями и протестующими точками «контролируемой революции». Собственно говоря,
против организации «гайд-парков» в Москве и других городах России возразить нечего. Ведь мы же не видим заговора мировой закулисы в распространении «диснейлендов» — даже на азиатские культуры. Против чего нужно возражать — так это против попытки свести разговор о важных вещах вроде права людей на свободные собрания и протест против своего правительства к политическому туризму.
Впрочем, может быть, и этого делать не стоит. Потому что, когда талантливый event-менеджер Сергей Капков получит все необходимые согласования, проведет соответствующую кампанию в прессе и подготовит анимацию в своем пилотном «гайд-парке», потенциальные посетители, покупатели хот-догов и потребители рекламы, скорее всего, пойдут не туда, а к настоящим протестующим. Которые, как и во всем мире, будут разбираться с тем, где и в какой форме выражать свой протест, отнюдь не с управляющими парковым хозяйством, а с полицией и представителями официальной власти.
При всем при том не стоит недооценивать такие жесты стоящих у руля политиков и их технологов. Во-первых, отсюда видно, насколько неадекватно они расценивают мотивы и логику общественного протеста, а значит, и политического кризиса в целом.
А неадекватность только вначале ведет к барским жестам типа «вот вам гайд-парк». Потом, когда власть не видит ожидаемой благодарности, она начинает сердиться, как умеет.
Ну а во-вторых, такого рода разговоры и обещания еще показывают, какие мы мешающие настоящим взрослым людям в Кремле и вокруг него персоны. Нам предлагают дорогостоящие погремушки, только чтобы шум из детской комнаты утих. Тем самым, кстати, распространяя эту логику и на разрекламированные политические реформы. Смешным образом это превращает в недорослей скорее технологов из власти, чем возмущенных граждан. Но нет ничего опаснее, чем недоросли с силовым ресурсом.