Исход первого тура выборов в Южной Осетии очень показателен: глава МЧС Анатолий Бибилов, ставленник Кремля и уходящего президента республики Эдуарда Кокойты, не только не сумел победить в первом туре, но и набрал практически одинаковое количество голосов с главным оппозиционным кандидатом Аллой Джиоевой. Вопрос даже не в том, что это какое-то геополитическое поражение Кремля: в конце концов, в Южной Осетии нет антироссийских кандидатов, а у самой республики в обозримом будущем не появится никаких источников финансирования, кроме траншей из российского бюджета. Выборы в Южной Осетии показали, что в условиях отсутствия развитого административного ресурса (тут крошечной республике до России очень далеко) и пиар-технологий обмануть людей практически невозможно.
Разумеется, сыграли свою роль и размеры республики. Здесь все всех знают, у Кокойты и его администрации было достаточно времени, чтобы продемонстрировать степень эффективности освоения российских денег и восстановить из руин крошечную республику.
Избиратели дали четко понять действующей власти, что они недовольны ею, что видят, насколько она проворовалась, и что жизнь большинства населения после признания Россией независимости не изменилась к лучшему.
Что помойки остались помойками, руины руинами. А власть продолжает обогащаться на дележе российских денег.
Для России эти выборы имеют не меньшее значение, чем для самой Южной Осетии, жизнь которой, в силу полного отсутствия национальной экономики, критически зависима от Москвы. Российские власти, последовательно уничтожавшие реальные выборы, делающие ставку на грубый административный ресурс и телевидение как главный инструмент управления страной, могут убедиться, что эти методы не вечны и не гарантируют во всех случаях искомый результат. Падающий рейтинг «Единой России» и Путина с Медведевым — свидетельство того, что и российские избиратели, несмотря на гигантские масштабы страны и постоянное промывание мозгов официальной пропагандистской машиной, начинают уставать от действующей власти.
Но не менее важный урок маленькая Южная Осетия преподала и самим российским избирателям. Ведь практически любой небольшой российский город или поселок, где жителей немногим меньше или даже больше, чем в Южной Осетии, имеет веские основания голосовать против партии власти.
За почти десять лет, которые «Единая Россия» формально контролирует законодательную и исполнительную власть практически каждого российского населенного пункта, можно было убедиться в ее способности или неспособности решать реальные проблемы людей. Однако
многие россияне, живущие в своих «южных осетиях», на откровенно запущенной территории с проворовавшимся начальством и полным отсутствием каких-либо перспектив, по инерции голосуют за начальство.
Причем не за своих местных «единороссов», а за «доброго царя», который все видит и якобы непричастен к тотальной разрухе на местах.
В таком голосовании сказывается не только забитость нашего населения или его постоянная идеологическая ТВ-обработка, но еще и отсутствие элементарного патриотизма. Люди не считают себя патриотами маленькой родины, да еще их годами убеждали, что от них ничего не зависит. Пример Южной Осетии показывает, что можно если не изменить свою судьбу, то все-таки показать власти истинное к ней отношение. Если россияне начнут голосовать рационально, глядишь, не только «Единая Россия» не получит большинства Думе, но и Путину не будет гарантировано избрание фактически пожизненным президентом.
Пока Россия не может предотвратить реальных выборов только в квазигосударствах-сателлитах вроде Абхазии и Южной Осетии. Но обязательно наступит момент, когда люди тем или иным способом (лучше, если посредством законных мирных выборов, а не революции) выразят свое отношение и к российской власти. По крайней мере обольщаться ей точно не стоит: если жизнь годами и десятилетиями не улучшается, рано или поздно не помогут ни телесказки, ни предвыборные финансовые подачки.