Нельзя сказать, что в «визовой проблеме» совсем уж нет сдвигов. Наоборот, какие-то сдвиги есть всегда. Вот, скажем, в прошлом месяце Медведев и Обама условились распорядиться об очередном смягчении визового режима. И ничто теперь не мешает надеяться, что уже нынешним летом будет готово российско-американское соглашение о выдаче трехлетних многоразовых виз. Заранее ясно: не для всех желающих. Но, конечно, если хоть это исполнится, то станет шагом вперед.
А о предстоящих шагах вперед на более важном для россиян европейском направлении только что оповестил нижегородский саммит Россия — ЕС. Точнее, даже и не саммит, прошедший весьма скрытно, а лично наш президент. «…Мы двигаемся на основе специального плана, который в настоящий момент обсуждается и до конца июля должен быть досогласован… Он хорош уже тем, что это план, который предусматривает последовательность действий, для того чтобы прийти к этому результату…»
Если в это не спеша вслушаться или вчитаться, то ситуация изображена с исчерпывающей емкостью.
Плана отмены для нас виз в Европу пока еще нет, но он когда-нибудь будет. Возможно, даже и скоро. В конце июля. Правда, это будет не вполне план, а «последовательность действий, чтобы прийти к результату». То есть так называемая дорожная карта — маршрут движения, но без графика его прохождения, путь, по которому можно идти сколько угодно времени.
Сейчас у нас есть визовый режим, но нет карты. А «в конце июля» визовый режим останется, однако сверх того, возможно, заполучим еще и карту, которая «хороша тем, что предусматривает последовательность действий», но никого ни к чему не будет обязывать.
Впрочем, европейцы соглашаются потолковать еще и о пятилетних многоразовых шенгенских визах — тоже, разумеется, далеко не сразу и тоже не для всех. Так что процесс все-таки идет, грех жаловаться. Но идет по принципу «движение — все, а конечная цель — не то чтобы совсем уж ничто, но нечто очень отдаленное, больше похожее на красивый мираж на горизонте».
Такое стойкое нежелание открыть нам свои границы невозможно объяснить одними только конкретными (хотя и непридуманными) проблемами, которые обычно называют вслух, — страхом перед нелегальной миграцией и терроризмом, сомнениями в надежности российских загранпаспортов, выдаваемых неведомым людям по коррупционным схемам, и всеми прочими многообразными опасениями. Опасения есть всегда. Но
при наличии серьезной заинтересованности в российских туристах, а также в деловых связях с россиянами страхи преодолеваются и визовые режимы либо упрощаются до предела, либо отменяются вовсе, как это произошло, например, между Россией и Израилем три года назад.
Но для большинства европейских стран туристы из России — лишь незначительная часть общего потока, а в круг деловых контактов с нашей страной втянуто не так много людей, чтобы с той стороны возникло давление в пользу обоюдной отмены виз. Лоббистом этой отмены выступает только одна сторона — российская.
Зато уж наша власть в этом пункте — очень настойчивый лоббист. Для официальной Москвы это вопрос не только внешнего престижа, но и престижа внутреннего — в глазах нашего привилегированного слоя. Его амбиции ущемлены самим унизительным фактом запрашивания пропуска для въезда на Запад, хотя именно для этой группы наших земляков визовый режим мягче, чем для прочих.
Что же до прочих сограждан, к высшему слою не относящихся, то, по официальным сведениям, не больше одной пятой части совершеннолетних россиян имеют загранпаспорта. Что совпадает с данными фонда «Общественное мнение»: целых 79% опрошенных сообщили, что за границей не бывали.
В масштабах России люди, напрямую заинтересованные в отмене виз, составляют меньшинство, но их все же не один десяток миллионов, и они притом сосредоточены в политически значимых точках страны. Это меньшинство превращается в большинство в столицах, а также в приграничных областях. А, скажем,
в Калининградском эксклаве только каждый четвертый из местной молодежи не бывал в Польше, зато каждый второй не бывал в коренной России.
То есть заинтересованность в отмене визовых режимов у нас хоть и не всеобщая, но вполне широкая. И поскольку на некоторых других направлениях эти режимы отменяются европейцами довольно легко и быстро, то возникает вопрос: а почему на российском направлении все так трудно и медленно? Ведь даже если сиюминутной материальной выгоды европейцам это не обещает, то столь широкий жест, о котором так давно и так настойчиво хлопочут российские власти, должен быть ими высоко оценен и, вероятно, отзовется конструктивностью в решении других спорных проблем. Разве это не очевидно?
Судя по всем признакам, не очевидно. В руководящих умах Евросоюза где-то уже на уровне подкорки сидит ощущение, что поощряющие жесты в сторону наших властей вовсе не обязательно будут как-то вознаграждены, а то еще и отзовутся новой волной упреков и претензий.
Это не объяснить только дефектами мышления европейских политиков. Они и в самом деле не раз ожглись. Можно перечислять примеры, но лучше просто сравнить визовую эпопею с другой бесконечно длинной историей — нашим вступлением в ВТО. Если нужна иллюстрация того, что наши власти и в самом деле не такие, как большинство прочих, то нагляднее не найти.
Членство во Всемирной торговой организации — это не безвизовый режим с богатыми странами, воспринимающийся все-таки как некая привилегия.
Членство в ВТО давным-давно норма, там почти весь мир — больше 150 стран-членов и почти 97% мировой торговли. Переговоры о вступлении идут с позапрошлого десятилетия, но Россия так и не может встать наконец в один ряд с Китаем и Саудовской Аравией, с Албанией и Фиджи.
Среди оставшихся трех десятков стран — соискательниц членства в ВТО одна только Россия принадлежит к разряду государств со средними и большими экономиками, а следующая по значению и весу после нашей страны держава в команде невступивших — Иран, государство с очень своеобразной репутацией и ролью в мире.
Раз за разом наша страна приближалась к вступлению, но обязательно что-то мешало. В 2009-м уже почти совсем договорились, и в этот момент премьер-министр Путин объявил, что переговоры начинаются заново и пойдут уже о коллективном вхождении в ВТО всего новообразованного Таможенного союза России с Белоруссией и Казахстаном. Пока эту идею шаг за шагом отыгрывали назад, потеряли еще два года. Сегодня наша страна опять на грани вступления в ВТО, но никто не поручится, что эта грань будет наконец благополучно перейдена. Эпопея тянется слишком долго, чтобы объяснять ее какими-то наслоениями случайных обстоятельств. Это не случайные обстоятельства, это стиль.
Со своей религией ручного управления, с непредсказуемыми эмоциональными поворотами, капризами и причудами наш руководящий круг нацелен не на то, чтобы облекать государственные (и свои в том числе) интересы в устойчивые правила отношений с другими, а на то, чтобы азартно и демонстративно нарушать писаные и неписаные правила игры, видя в каждой подобной акции очередной свой триумф над партнерами.
Скандал — это способ восприятия всего, что происходит снаружи. Сценарий всегда более или менее стандартен — как в истории с заражениями кишечной палочкой в Германии.
Сначала громовые обвинения, повальный запрет на ввоз овощей из Италии, Нидерландов и прочих стран, не имеющих касательства к несчастью, и поток ернических попреков из уст наших официальных лиц. Потом пыль оседает, и за закрытыми дверями договариваются об отмене большинства запретов. Очередной конфликт вроде бы позади, но смешно думать, что он не оставил осадка.
И еще новейший пример, как раз на визовую тему. Перед самым саммитом с Евросоюзом премьер Путин на пляжных сочинских посиделках вдруг сообщил, что Россия не будет добиваться никаких визовых привилегий для Калининградской области. То есть вроде бы дезавуировал соглашение о частичной отмене визового режима для калининградцев, практически уже достигнутое после долгих переговоров. Министр иностранных дел Лавров даже успел в мае строго отчитать европейцев за бюрократический подход, являвшийся по его тогдашнему мнению, «единственным препятствием на пути скорейшего заключения этой договоренности». И вот такой афронт.
Правда, из комментариев пресс-секретаря премьера следует, что калининградское соглашение все-таки может и остаться в силе, и речь идет всего лишь о том, чтобы пресечь какое-либо дальнейшее его развитие в сторону особых привилегий для жителей данного эксклава. А затем уже и президент Медведев после саммита с европейцами намекнул, что поблажки для калининградцев сохраняют шанс на воплощение. Но даже и эти утешительные заверения еще предстоит проверить на деле, и уж в любом случае осадок снова останется.
Из-за этих постоянно копящихся осадков европейские руководящие круги, решая, сделать или не сделать что-либо по просьбам и настояниям наших властей, все чаще инстинктивно выбирают бездействие, прикрытое для приличия активнейшей протокольной деятельностью. Пусть переговоры об отмене виз идут полным ходом. Не надо только доводить их до конкретных результатов. Так спокойнее.