Вообще-то, эта история началась месяцев пять назад. Выяснилось, что у моих друзей из Ростовской области есть хобби, кстати, не самое редкое: они коллекционируют открытки, отправленные из разных мест. А поскольку я довольно много перемещаюсь, меня попросили вдали от родины не забывать о друзьях. Тут и случай подвернулся — попал я в конце февраля в Прибалтику. В результате с разницей в сутки отправил друзьям две открытки — из Таллина и Вильнюса. Прошел месяц, в течение которого я регулярно интересовался, не дошли ли послания, и каждый раз оказывалось, что нет.
В следующий раз, примерно через месяц, уже из Рима, я снова отправил две открытки. На этот раз на свой московский адрес и в Ростовскую область. В Москву открытка дошла спустя месяц. В провинцию идет до сих пор. После этого были отправлены еще три открытки — из Киева, Нижнего Новгорода и Москвы. В Москву все они пришли спустя две-три недели. В провинцию не дошла ни одна.
Сразу хочу сказать, что версию о неправильном адресе я отметаю, поскольку проверял его с друзьями после каждой новой неудачи с открыткой. Также не верю в чьи-то злонамеренные козни. И даже в то, что почтальон, взяв мои открытки, отправился доставлять их адресату соответственно из Рима, Киева, Нижнего и Москвы пешком, тоже не верю. (Хотя за прошедшие недели и месяцы несколько открыток можно было доставить и таким способом.)
Зато я верю, что все эти доверенные мною почте открытки где-то валяются — никому не нужные. И именно это меня злит. Потому что я честно заплатил за необходимое количество марок и даже за марочку «Par Avion», вроде бы гарантирующую не просто доставку, но то, что моя открытка полетит к адресату по воздуху. Неужели она так долго летает?!
При этом сайт «Почты России» бодро сообщает контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Если верить написанному, из Москвы и Нижнего в Ростовскую область открытки должны были прийти максимум за пять дней.
Для проверки этого есть не только служба внутреннего контроля качества «Почты России», но и специальная Федеральная служба по надзору в сфере связи, сотрудники которой получают зарплаты из тех налогов, которые в том числе и я регулярно плачу. Единственное, о чем нигде не написано: кому объявили выговор, уволили, лишили премии или оштрафовали за то, что эти сроки доставки существуют только на бумаге. Таким образом нас всех приучают, что даже заплаченные деньги никак не гарантируют даже факта оказания услуг (а уж тем более их качества).
И вот тут кроме эмоций появляются невеселые думы… Дело в том, что лично я именно по таким историям сужу об эффективности всего государства. Да и не я один. Ну как объяснить, почему у нас письма из Москвы в Москву идут неделями, какому-нибудь американцу, который точно знает, что на его родине корреспонденция попадет с Атлантического побережья на Тихоокеанское максимум за трое суток?! А что поздравление с Рождеством, чтобы оно дошло вовремя в Европу, из России надо отправлять за месяц?! И как объяснить, что это не ты не послал письмо любимой девушке, а его потерял человек «с толстой сумкой на ремне»?!
Из таких мелочей складывается образ страны. И плохая работы почты довольно больно бьет по имиджу державы. Ибо почта неразрывно ассоциируется со всей страной, а вернее, с государством.
Без почтовой и прочей связи просто нет государства. Творец Октябрьской революции требовал в первую очередь брать почту, телеграф и телефон.
Но и это еще не самое страшное (в конце концов, что нам до мнения Запада о нашей суверенной демократии?). Гораздо печальнее, что плохая работа почты — отражение напрочь разлаженного процесса коммуникации между нашим государством и обществом.
Спросите любого предпринимателя, и он расскажет не одну историю, как получал по почте уведомление от налоговиков, а потом в суде доказывал, что вместо положенных нескольких дней уведомление шло неделями. Государство, правда, это почему-то мало волнует. Возможно, потому что оно весь бизнес обычно воспринимает исключительно как дойную корову. Но государство не может не волновать, что почта превратилась в очень неэффективный канал трансляции государственных идей (тех самых мессиджей) гражданам. Ну куда годится, если президентское поздравление ветерану приходит спустя неделю после Дня Победы?! Или такого не бывает? И как после этого граждане будут голосовать за власть?!
Вот и в рекламе «Почты России» так прямо и написано: мол, почта в России больше, чем почта. Хотя лично мне бы хотелось, чтобы почта была хотя бы не меньше, чем почта.
Но это так, из разряда «хотелок»… Пока же, по ощущениям, все происходит в лучших традициях отечественной истории.
Как известно, однажды царь Алексей Михайлович затеял реформу — объявил, что каждый может прислать государю просьбу, жалобу или челобитную. Для этого создали специальную почту — прибили к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой ящик.
Вот только начинание быстро надоело — царь вспоминал об этом редко. Посему опустившие в ящик прошения ждали ответа месяцы и годы. Потому его и прозвали «долгим»…