Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Никаких «старых песен о главном»

Для успеха программ модернизации необходима продуманная на экспертном уровне культурная политика

Чтобы иметь не враждебно-безразличное, а сочувствующее реформам население, готовое их поддерживать и осуществлять, иного способа, чем «соблазн культурой», еще не придумано.

Доклад ИНСОРа впечатляет своей проработанностью, это убедительный текст, который я воспринял как развернутый диагноз — конечно, весьма неутешительный. Диагноз в общем и целом прогнозирует летальный исход. При этом его анализ и выкладки сопровождаются какими-то не очень убедительными оптимистическими подбадриваниями, под собой имеющими не столько научный расчет, сколько эмоциональный порыв.

У меня при чтении доклада возник такой образ: врач пришел к глубоко больному старику сообщить о близящемся конце, который сам этот старик чувствует. Одновременно врач зачем-то советует больному заняться гимнастикой, водными процедурами и оздоровительным бегом. При всей тяжести диагноза в докладе я не увидел проработки собственно катастрофического сценария.

Нам предлагается думать о хороших вариантах развития событий. Нас заверяют, что ситуацию еще можно исправить, притом что одновременно доклад недвусмысленно заявляет, что по всем направлениям страна докатилась до ручки и ее погружение в хаос и энтропию неизбежно.

Внимание авторов доклада сосредоточено не на спасении того, что еще может быть сохранено, а на призрачных перспективах благополучного выхода страны из пике. Мне кажется, было бы разумнее и правильнее разобрать именно самые катастрофические сценарии. Тем более что они и помимо этого доклада уже широко обсуждаются в нашем обществе. Разговоры о неизбежном крахе с некоторых пор стали банальной светской темой в России. Вот, к примеру, недавнее выступление Олега Кашина «Россия для русских» сопровождалось следующим подзаголовком: «Лекция о том, что никакой России скоро больше не будет». Доклад о будущем сокращении страны до границ Московской области делается так, словно это безусловно доказанный факт. О распаде страны говорят уже все — левые, правые, фашисты, анархисты. Доклад совершенно игнорирует этот дискурсивный контекст.

Вообще доклад слабо привязан ко времени и месту — в нем практически не учитывается политическая ситуация дуумвирата и особенности российской ментальности. Нам предлагается такой проект, будто мы ГДР, Польша или Чехословакия — европейцы, отставшие от поезда и торопящиеся его нагнать, а вовсе не россияне, которые, быть может, никуда и спешить-то не намерены.

Доклад написан отличниками, учениками европейских и американских экономических школ, по лекалам, безусловно, правильным. Но подходят ли они для наших правителей и для нашего населения?

Показательно, что в докладе нет раздела «Культура». Авторы решили обойтись без анализа культуры и ее использования в качестве инструмента обновления. Мне трудно это понять, потому что даже поверхностное знание истории реформ в других странах показывает, что модернизация всегда анонсировалась, продвигалась, иллюстрировалась и обосновывалась культурой. Это, по существу, главный инструмент добровольного изменения сознания, смены целей, принципов и форм жизни. Чтобы иметь не враждебно-безразличное, а сочувствующее реформам население, готовое их поддерживать и осуществлять, иного способа, чем «соблазн культурой», еще не придумано.

Например, план Маршалла предполагал огромное количество культурных инициатив, полное обновление репертуара культурной информации, основанное на привлечении к сотрудничеству оппозиционной прежнему режиму культурной элиты. Милитаристский неоклассицизм сменила космическая абстракция, футуристический дизайн, прозрачная архитектура Баухауса. Все это в срочном порядке внедрялось на всей территории Европы прибывшими из эмиграции или вышедшими из подполья авангардистами. Именно в культурном растворе был придуман и выращен, например, новый тип немца — пацифиста и демократа. Я уже не говорю о том, какие перемены коснулись средств массовой информации, радио и телевидения. Произошла полная замена действующих лиц, и публичная сфера была очищена от популярных среди населения, но запятнавших себя сотрудничеством с прежним режимом актеров, журналистов и прочих деятелей культуры.

Культурная революция происходила снизу, но была инициирована и активно поддерживалась правительством реформаторов.

Можно вспомнить также и дефранкизацию Испании — страна меньше, чем Красноярский край, раз в пять! Так вот, там после ликвидации франкистского режима ради обновления образования и культуры было создано 35 музеев современного искусства. Это я говорю только про изобразительное искусство, а ведь были и издательские программы, и новое кино, и театр и т. д. В культуру как механизм трансформации сознания испанские демократы вложили колоссальные средства. Причем акцент был поставлен именно на нонконформизме, на культуре сопротивления. Если вы сейчас приедете в Испанию, вы не найдете там следов «фашистского реализма» ни в музеях, ни на телевидении, ни в кинопрокате. Никаких «старых песен о главном». Если бы культурная программа не изменила нутро обывателя, эти песни обязательно бы там были.

Еще пример — Франция, социал-демократические реформы Франсуа Миттерана сопровождались и популяризировались программой децентрализации культуры, разработанной Жаком Лангом. По стране была создана сеть из десятков музеев, центров и выставочных залов современного искусства, которые взяли на себя функцию политических клубов. В каждом французском департаменте — в том числе и на «заморских» территориях — эти клубы играли роль агитпунктов, которая, кстати, вовсе не дублировалась обновленным телевидением, радио и прочими средствами информации. Уникальный культурный продукт или выдающаяся личность, которых население имело возможность воочию видеть в этих клубах, имели не меньшее действие на умы, чем СМИ. В общем,

мировой опыт свидетельствует однозначно, что для успеха реформ необходимо опираться на культуру. Иначе не поменять настрой людей, их систему ценностей, их виденье истории, понимание собственной страны.

Речь идет о знакомстве людей с той культурой, от которой они были отлучены во времена авторитарного режима. В России, для справки, нет ни одного государственного музея современного искусства, хотя после распада Советского Союза прошло уже 20 лет. У нас сейчас вообще нет культурной политики, а наличествует ее имитация. Может быть, это даже и к лучшему. Но для успеха предлагаемых программ модернизации продуманная на экспертно-исследовательском уровне культурная политика необходима.

Автор — искусствовед.

Новости и материалы
В Харьковской области произошел взрыв
Маркетолог рассказал о лайфхаках, как избежать неудачи при распродажах
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Бухарест обсуждает возможность передачи Киеву системы Patriot
ЕС может ввести новые ограничения против российских СМИ
РАН извинилась за недопуск ученой на собрание
Китайский Haopin анонсировал купеобразный седан в стиле Tesla
В зоне СВО замечено новейшее российское оружие
В США могут вторгнуться суперсвиньи
В 100 тыс. Toyota и Lexus обнаружена опасная неисправность
Политолог заявил, что Западу теперь стало проще избавиться от президента Украины
Совместное предприятие Geely и Baidu выпустило кроссовер с запасом хода 720 км
Сийярто объяснил, почему политики в ЕС не признают провал по Украине
ВСУ обстреляли Макеевку из HIMARS
Глава МИД Венгрии назвал покушение на Фицо результатом кампании ненависти в Словакии
Венгрия не определилась по поводу участия в саммите по Украине
Семак назвал завершившийся сезон самым сложным в карьере
Улицы российского города ушли под воду из-за ливней
Все новости