Мосгорсуд признал незаконным постановление правительства Москвы, определяющее порядок поступления в школы первоклассников. В суд обратилась городская прокуратура. По мнению прокуратуры, постановление противоречит Федеральному закону «Об образовании» и нарушает права граждан.
Московские власти, безусловно, хотели как лучше и руководствовались соображениями социальной справедливости советского образца.
Они определили такой порядок, при котором преимущество при поступлении в школы получили дети, проживающие рядом с конкретной школой, а также малыши, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе. Еще одним приоритетом стала учеба детей на подготовительных курсах при конкретной школе. Суд все эти правила признал незаконными, как и льготы при наборе в первый класс для многодетных семей и сирот. Городские власти намерены обжаловать решение суда.
В ночь на 1 апреля, когда начинался прием детей в первые классы учебных заведений, возле лучших московских школ выстроились толпы людей. Администрации некоторых столичных школ объявили, что в этом году прием в первые классы будет проводиться в порядке «живой очереди». После этого возле престижных и специализированных московских школ, прежде всего на окраинах, где таких школ не хватает особенно остро, родители явочным порядком организовали предварительную запись. Папы и мамы будущих первоклассников ночевали у ворот учебных заведений, чтобы не пропустить свой порядковый номер.
Быстрого и простого решения проблемы приема первоклассников в школы не существует. Любой нормальный родитель хочет, чтобы его ребенок учился в хорошей школе и получил как можно более качественное образование. При этом Конституция с советских времен гарантирует всем гражданам равное право на получение обязательного среднего образования. Однако времена кардинально изменились. В советскую эпоху тоже набирали в школы в основном по месту жительства, но дифференциация в качестве средних учебных заведений в крупных городах была не такой, как сейчас, а в маленьких населенных пунктах и вовсе особенно выбирать не приходилось. Сейчас, во-первых, многие семьи просто не живут по месту прописки, этого рудимента сталинского права. Во-вторых, сами школы находятся в состоянии перманентной реформы:
государство, судя по спорам сначала вокруг ЕГЭ, а сейчас вокруг образовательного стандарта для старших классов, в принципе не представляет, чему и как учить в школе. Нехватка качественных учителей и фактическая деградация тысяч школ по России усугубляют картину.
Построить новую, капиталистическую систему приема первоклассников в школы, пока тоже не получается. Можно было бы попробовать принимать в лучшие школы, например, по принципу величины вступительных взносов. Но это прямо противоречит невозможной в реальности, но конституционной норме о равном праве на образование. К тому же хороших школ даже в Москве и Петербурге, не говоря уже о других населенных пунктах страны, элементарно не хватает. Спрос настолько превосходит предложение, что попасть в лучшие школы подавляющее большинство первоклашек не смогут ни по каким правилам. В Москве некоторое время назад полуофициально проводили тестирование будущих первоклассников, но это тоже не выход. Для начала надо эти тесты узаконить, но, даже если такое решение будет принято, едва ли качество педагогов, проводящих такие тесты, позволит большинству школ адекватно оценить способности 6—7-летних детей. К тому же опять можно будет говорить о нарушении принципа равноправия при доступе к среднему образованию.
Между тем качество образования наряду с уровнем безопасности и медицины — важнейшие критерии для большинства населения при определении степени лояльности к жизни в стране. Проще говоря,
молодые семьи, видя, какие у их детей шансы получить в России качественное образование, получают дополнительный довод в пользу отъезда из страны.
Процесс в Мосгорсуде, когда городская прокуратура оспаривала в общем не особенно дикие по своей сути, имеющие некоторую внутреннюю логику правила приема первоклассников в столичные школы, должен привлечь внимание федеральных властей к этой проблеме. Страна, в которой плохо учат и лечат, рискует потерять наиболее активную и наиболее разумную часть населения, которая, естественно, хочет для детей лучшей доли. Надо ли говорить, что речь идет о проблеме, выходящей далеко за рамки собственно набора детей в первые классы.