Вокруг Федеральной налоговой службы разгорелся скандал, не связанный ни с коррупцией среди налоговиков, ни с возвратом гигантских недоимок в бюджет. Налоговая вызвала на допрос знаменитого российского писателя Василия Аксенова. Повестка была отправлена инспекцией ФНС № 17 по Москве 10 февраля 2011 года, а допрос был намечен на 21 февраля. Сам писатель умер в июле 2009 года, о чем налоговая, видимо, не знала. Глава Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин извинился перед родственниками писателя. «В любой бюрократической системе случаются ошибки и недоразумения. Хотя мы были огорчены получением повестки от налоговой службы, мы принимаем извинения ее руководителей и считаем инцидент исчерпанным», — сказал в ответ сын писателя Алексей Аксенов.
Увы, Алексей Аксенов, проявив порядочность и корректность, тем не менее заблуждается в том, что это ошибка бюрократической системы. Это как раз самая обычная практика:
десятки тысяч граждан по всей стране сталкиваются с попытками налоговиков получить с них налоги за проданные давным-давно квартиры, дачи, машины.
Точно так же повестки с требованием уплатить недоимку по налогам приходят в адрес людей, которые годы и даже десятилетия по этому адресу не живут или, как в случае с Аксеновым, вообще умерли.
В стране с наличием варварского института прописки, с помешанностью власти на идее безопасности как контроля над перемещениями граждан и засекречиванием различной информации царит абсолютный хаос с информационными базами данных различных ведомств. Хотя налоговики имеют договоры об обмене информацией с Регистрационной палатой и ГИБДД, в итоге постоянно выясняется, что фискальные службы не имеют информации о продаже гражданами недвижимости и машин. А потом, угрожая судами, вызывают тех, кому это имущество давно не принадлежит.
На этом фоне совершенно бессмысленной выглядит очередная публикация деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных чиновников, включая президента и премьера.
Дело даже не в том, что пока в России нет реальных политических механизмов обеспечения реальной транспарентности власти. Декларации легко превращаются в фикцию, когда доходы и имущество запросто могут быть записаны на тех, кто не подпадает под обязательное декларирование, либо на знакомых и друзей. Главным механизмом обеспечения прозрачности власти будет прозрачность политической системы, то есть наличие реальных партий, независимых СМИ, публичной политики плюс обязанности всех компаний раскрывать реальных владельцев. Однако
проверка достоверности деклараций чиновников невозможна не только по сугубо политическим причинам: в стране нет элементарной информационной базы, позволяющей отслеживать финансовое состояние как чиновников, так и обычных граждан.
С 2012 года чиновники, по предложению премьера Владимира Путина, должны будут отчитываться еще и о своих расходах. Можно не сомневаться: при существующем уровне налогового администрирования, даже если представить, что вся миллионная армия чиновников прилежно отчитается в расходах и доходах, достоверность сведений просто невозможно будет проверить.
Таким образом декларирование чиновниками доходов, имущества и расходов становится чистым популизмом. С одной стороны, нет политических механизмов, заставляющих любую власть быть честной, с другой, в России царит подлинный хаос в информационных базах министерств и ведомств. Что совершенно не удивительно, учитывая нашу традицию совмещать идею сильного государства с идеей полного разгильдяйства и безответственности конкретных государственных институтов. Проблема в том, что налог на этот хаос в виде потраченных нервов, неоправданного и бессмысленного хождения по инстанциям платят рядовые граждане.