России доверено право вместо Японии провести чемпионат мира по фигурному катанию. После того как японцы отказались от него из-за землетрясения, свои услуги предложила не только Москва, но и Ванкувер, Турку, Колорадо-Спрингс, Грац и Загреб. Однако
в пользу отечественной заявки выступил настоящий тяжеловес: Владимир Путин сообщил, что «это недорогое мероприятие — мы готовы взять все расходы на себя». Такой аргумент трудно перебить.
Возможно, Международному союзу конькобежцев стоило бы отменить этот чемпионат мира – не из-за технической стороны дела, а в знак сострадания трагедии. Решился же он пойти на то, чтобы перенести на неопределенный срок международные командные соревнования по фигурному катанию (ISU World Team Trophy), которые тоже должны были провести в Японии. Однако убытки, грозившие союзу, заставили его все-таки найти альтернативу отмене.
Порыв российского руководства, заявившего о готовности не только организовать чемпионат (наряду с другими), но и взять на себя все расходы (а мероприятие вряд ли окупится), смотрится благородно. «Поддержим японцев», — заявил премьер-министр. Правда, выходит, что поддержка оказывается не японцам (если только они не очень расстраивались по поводу возможной потери лица), а спортсменам-фигуристам и функционерам их международного союза. Таким образом, они оказываются в числе пострадавших от японской трагедии.
С российской стороны, похоже, это чистая благотворительность. Есть даже ощущение, что на поспешном проведении чемпионата не удастся распилить много денег: ведь премьер уже сказал, что оно «недорого», да и сроки таковы, что выстраивать нормальные схемы по освоению средств вроде бы некогда. Так что
у московского чемпионата мира по фигурному катанию 2011 года есть шанс стать гораздо более чистым, чем предстоящие Олимпиада и футбольный мундиаль.
После советского пика популярность фигурного катания в России значительно снизилась. Но, по опросам среди зрителей, этот спорт все же находится на четвертом месте после футбола, хоккея и биатлона и может рассчитывать на аудиторию в 7,5 млн приверженцев. Они такие же полноправные граждане, как и остальные 133 млн человек, и имеют право на свои радости. Путин и государственный бюджет России им эти радости предоставят.
В целом серьезных аргументов против оказания скорой помощи Международному союзу конькобежцев нет. Это же не благотворительная вечеринка в пользу детей-сирот с участием Путина в качестве пианиста: помогать отечественным сиротам здесь никто не обещает.
Другой вопрос, что многие (и это подтверждают первые замеры реакции общественности, проведенные, разумеется нерепрезентативно, на радиостанции «Русская служба новостей») интересуются, неужели у руководства страны нет более срочных дел, чем это. Может ли российская бюрократия позволить себе отвлечь от решения действительно насущных проблем пусть небольшие, но казенные средства, а главное – собственные достаточно скудные организационные возможности?
На самом деле, может. Во-первых, потому, что при укрепляющемся общественном скепсисе ей крайне необходимо при любой возможности демонстрировать свою чуткость к чужим страданиям. Во-вторых, потому, что спрос с нее будет минимальный: любые накладки в проведении мероприятия можно будет списать на спешку. В-третьих, потому, что у нее не может быть оппонентов при принятии такого рода решений.
В России нет придирчивых и жестокосердных инстанций, которые могли бы противостоять прихотям политического руководства, кивая на необходимость более насущных трат.
В итоге мы получим пусть не самое популярное, но все же народное развлечение. Затраты на него будут выглядеть скромными, тем более на фоне последних уголовных дел, например против близкого к «Газпрому» «Мостостроя-13», только что обвиненного в краже 844 млн рублей.
А что касается отвлечения чиновников на оргвопросы по организации благотворительного чемпионата, так что ж, чем меньше они работают на благо страны, тем больше у страны шансов получить блага.