Реклама «чудо-препаратов» звучит заманчиво и обещает избавить страждущих от болезней сердца, воспалений суставов, лишнего веса и еще от множества подобных напастей. В промежутках между описаниями ожидающих вас чудес вкрадчивый голос сообщает, что эти новейшие высокоэффективные препараты разработаны в секретных лабораториях закрытых космических институтов специально для высших кремлевских начальников, но теперь и вы, обычный человек, можете воспользоваться плодами эксклюзивной фармацевтики. Звоните (позвонившему в течение часа — тридцатипроцентная скидка!), покупайте и считайте, что спасены, потому как без этих суперсредств вы долго не протянете.
Надо заметить, что из подобных предложений уже сформировалась целая индустрия обмана, и в этой сфере работают настоящие виртуозы своего дела, которые умудряются продать, к примеру, экстракт из овсяной муки за десятки тысяч рублей.
Если бы покупатель попросил предъявить официальные документы на эту волшебную овсянку, ему бы в большинстве случаев ничего бы не показали. В лучшем случае покупателю продемонстрировали бы сертификат, из которого следует, что это вовсе никакое не лекарство и даже не биологически активная добавка, а какой-нибудь «кисель плодово-ягодный сухой» под характерным названием «Суставооживитель с лопухом» (первое слово в названии изменено — О.Л.). Видимо, вторая часть названия — это открытая форма издевательства над покупателем, без участия которого овсянка не дает желаемого финансового эффекта. А иного результата от киселя ждать и не приходится.
Были случаи, когда доверчивые люди в надежде на выздоровление отдавали за всевозможные кисели и смеси растительных экстрактов более миллиона рублей, продав свое имущество и истратив все свои сбережения. За лекарственные препараты выдают и обычные биологически активные добавки. Среди обманутых много людей пенсионного возраста с небольшим достатком, которые, утратив доверие к традиционным методам лечения, становятся легкой добычей шарлатанов.
К сожалению, практика показывает, что наши правоохранительные органы с небольшой охотой берутся разбирать подобные факты. Часто в таких случаях в возбуждении уголовных дел отказывают. Граждане остаются без ничего, а продавцы псевдолекарств открыто продолжают свой сверхдоходный бизнес. Ответ на некрасовский вопрос «кому на Руси жить хорошо?» сегодня пугающе очевиден — мошенникам.
Люди попадаются на удочку мошенников просто из-за недостатка элементарной информации, хотя государство могло бы решить эту проблему.
Сегодня все лекарственные средства регистрируются в соответствующих реестрах, действует процедура государственной регистрации и для биологически активных добавок. Содержание официальных реестров находится в открытом доступе, а на каждый продукт выдается специальное свидетельство. Посмотрев на эти документы, потребитель мог бы легко узнать, что именно он покупает.
Государство могло бы разместить в СМИ социальную рекламу, объясняющую людям, что никакой пищевой продукт ничего вылечить не может, будь то кисель или даже докторская колбаса. Кстати, название докторской колбасы появилось не случайно, поскольку специально разработанный в 1936 году рецепт был предназначен для восстановления «больных, имеющих подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма». В то время колбаса должна была восполнить недостающие питательные элементы в рационе людей. Это был некий прообраз современных биологически активных добавок, но тогда еще никто не додумался выдавать продукт питания за лекарство. Несмотря на название, никто не ассоциирует эту колбасу с лечением, поскольку все хорошо информированы на этот счет.
Нельзя сказать, что проблема псевдолекарств никого не волнует. На эту тему в Госдуму внесено уже несколько законопроектов. Но содержание некоторых из них может вызвать недоумение. Например, совершенно очевидно, что обман процветает на почве недостаточной информированности людей. Казалось бы, нужно предоставить потребителям как можно больше объективной информации, и проблема будет решена. Но мысль законодателя течет по неведомым нам руслам. В одном из законопроектов предлагается запретить рекламу биологически активных добавок везде, кроме специализированных медицинских изданий. Фактически предлагается сделать информацию о биодобавках под грифом ДСП (для служебного пользования). Вот как раз в таком информационном тумане мошенникам и будет полное раздолье. Помните про секретные лаборатории?
Другой законопроект не менее загадочен. По этому документу продажа биодобавок разрешается только в аптеках. Парадоксально, но это предложено для того, чтобы эта разновидность пищевых продуктов не ассоциировалась с лекарствами. Видимо, авторы всерьез полагают, что аптека — это именно то место, где у человека меньше всего ассоциаций с лекарствами. Можно предугадать, что при таких законах у обычного человека, зашедшего в аптеку и не читающего специальной медицинской литературы, упаковка любого вещества будет невольно ассоциироваться с лекарством. Существует и прямо противоположный законодательный подход — запретить продажу биодобавок, напротив, в аптеках. Забавно то, что авторы обеих антагонистических по сути стратегий на выходе хотят получить один и тот же результат.
В итоге вместо борьбы с мошенниками обсуждаются либо идеи различных запретов в отношении легальных пищевых продуктов, либо введение дополнительных ограничений для добросовестных участников рынка. Вряд ли такими законопроектами можно загнать «чудо-лекарства» на аптечные полки. Понятно, что там будет продукция только тех, кто и сегодня исполняет закон.
Пока идут дискуссии о том, какую форму торговли запретить для законопослушных участников рынка и как надежнее засекретить информацию для потребителей, кисельные фармацевты деловито обирают граждан.
Как раз они и получают наибольшую выгоду от любых запретов на легальные продукты и добросовестный бизнес.
Если бы законы обязывали продавцов предъявлять регистрационные свидетельства на реализуемые ими продукты, а реклама предоставляла бы потребителю максимально объективную информацию, вряд ли у кого-нибудь возникла ассоциация с лекарствами. И тогда мало кто бы покупал псевдоснадобья за десятки и сотни тысяч рублей.
Здесь следует послать упрек в адрес государства, которое с равнодушием наблюдает за тем, как обирают его граждан. Тут или руки не доходят, или не интересно заниматься подобными мелочами. Житейские проблемы провалились в огромную пропасть между нанотехнологиями и мегапроектами.