Наши дипломаты и политики, болезненно реагируя на выдачу Таиландом США россиянина Виктора Бута, только усугубляют ощущение, что это – поражение российского государства и большая победа американских спецслужб, а не запутанная история международного авантюриста.
Между тем устройство международной политики таково, что в ней (во всяком случае, в закулисной ее части) всегда есть место искателям приключений и денег. Это не новость и для широкой публики. В США еще в 80-х была раскрыта афера «Иран-контрас», в которой принимали участие члены администрации президента Рейгана. Более свежие скандалы с сыновьями президента Франции Миттерана и премьера Британии Тэтчер тоже были связаны с незаконными поставками оружия.
И нынешнее разбирательство с Бутом может оказаться полезным для всех, видящих в таких людях и подобных операциях международную угрозу.
Если Бут действительно всего лишь авиаперевозчик, пусть и ведший дела в тех регионах мира, куда добропорядочный коммерсант соваться поостережется, он вполне может рассчитывать на успешную защиту в американском суде. При том, разумеется, условии, что суд не будет зависеть от подковерных интриг, а вердикт будет приниматься исходя из закона, а не соображений политической целесообразности. Если же в ходе суда выяснится, что Бут демонический «оружейный барон», как в одноименном голливудском фильме, то еще неизвестно, какой из заинтересованных в обнаружении (или сокрытии) истины сторон это доставит больше проблем.
Российским властям, которые сейчас реагируют на историю с Бутом так, будто опасаются, что он может выдать американцам некий компромат (на что туманно намекает жена Бута)? Или властям США? Ведь самолеты Бута помимо всего поставляли грузы в Ирак по договорам с Пентагоном.
Если уж говорить об издержках, то для администрации Обамы они довольно велики. Только что ее внешнеполитическая повестка, включающая ратификацию нового договора об СНВ, была поставлена под сомнение республиканцами в сенате, и слишком громкие разоблачения, направленные против России, именно сейчас эту повестку фактически добьют.
Что касается российской стороны, то, что бы ни выяснилось в ходе процесса над Бутом, это вряд ли окажет влияние на внутриполитическую ситуацию. Возможны лишь международные репутационные потери, которые вряд ли страшат Кремль.
Впрочем, сомнительно, что Москва вообще чего-то всерьез опасается. Потому что в противном случае двух лет, проведенных Бутом в Таиланде, было вполне достаточно, чтобы не допустить его прямого контакта с американским правосудием. Тем более что успешный опыт такого рода у России есть. Пять лет назад, когда США потребовали выдачи задержанного в Швейцарии экс-министра атомной энергетики Евгения Адамова, Москва действовала иначе – оперативно и изощренно. Выдвинув против Адамова собственные обвинения, причем более масштабные (американцы говорили о присвоении им $9 млн, а наши о $120 млн), российские власти заполучили осведомленного о государственных тайнах человека себе. Судили, признали виновным. И отпустили, назначив условный срок.
Ничто не мешало (при желании) проделать аналогичную операцию с Бутом. Ведь обвинения в его адрес звучали не только со стороны американцев – его фамилия фигурировала в посвященном противодействию незаконной торговле оружием докладе Совета Безопасности ООН. Кажется, вполне достаточное основание для прокурорского реагирования. Если бы в российском суде эти данные опровергли, проблема была бы снята со значительно меньшими репутационными потерями для России. А уж
если бы оказалось, что нашему следствию удалось внести вклад в борьбу с незаконной торговлей оружием, страна и вовсе оказалась бы в плюсе.
Россией такая возможность упущена. Но она остается у США. Если залучение Бута за океан и в самом деле имеет заявленную цель – раскрытие механизмов и каналов незаконной международной торговли оружием.