Назначение шефом правительственного аппарата Вячеслава Володина породило волну догадок насчет сюжета не только думской, но и президентской кампании. Непохоже, что назначенный взамен Сергея Собянина главой аппарата правительства Вячеслав Володин станет подражателем своего предшественника. Главный правительственный администратор, координатор и контролер ведомств, с головой погруженный в кропотливую бюрократическую деятельность, – это совсем не то, чем Володин был занят до сих пор.
Вчерашний вице-спикер и секретарь президиума генсовета «Единой России» — одна из немногих колоритных фигур нашего тусклого парламента, политический оратор, чья агрессивно-грубоватая манера высказываться стала едва ли не визитной карточкой ЕР. Он уже довольно явственно заслонял своего номинального начальника по Думе и партии Бориса Грызлова. А на главном своем поприще,
в организации единороссовских предвыборных кампаний, Володин прославился как политтехнолог, который идет к цели напролом, применяя все конвенциональные (да и не только конвенциональные) способы.
Человек, стремительный взлет которого состоялся во второй половине девяностых, а должностной расцвет пришелся на нулевые, которому не раз уже довелось менять политических и деловых партнеров и покровителей, Володин, понятное дело, не смог уберечься от разнообразных подозрений.
Члены враждебных думских фракций обращались в прокуратуру с просьбой проверить источники его доходов. Циркулировали слухи об откатах, якобы бравшихся за лоббирование федеральных трансфертов для родной для него Саратовской области. Доходило даже до жутких рассказов о стреле из подводного ружья, которая будто бы ранила одну из участниц чиновничьего междусобойчика.
Все эти обвинения одно за другим вдребезги рассыпались и признавались нашим правосудием клеветой и поклепом. Но что поделаешь, осадок остался. Свидетельствующий помимо прочего о том, что Володин из тех, кто не умеет быть незаметным.
У кого есть не только друзья, но и враги. И трудно поверить, что человека с таким багажом познаний, связей и практических навыков зовут в Белый дом тихо корпеть над бумагами.
И не верят. «Ситуация с кандидатом в президенты начинает проясняться. Если бы Владимир Путин работал в Кремле, главой его избирательного штаба стал бы глава кремлевской администрации. А раз он работает в Белом доме, главой штаба, хочешь не хочешь, будет глава аппарата. Володин на таком посту более чем уместен». Это гипотеза комментатора «Forbes.ru». Гипотезы не обязательно сбываются. Но и «Коммерсантъ» сообщает: его источники во властных структурах «не исключают», что Володин «идет заниматься предвыборной кампанией Владимира Путина».
И возникает впечатление, что оба главных наших руководителя примерно таких догадок и ждут и уже заранее стараются их опровергнуть: «…Склонен согласиться с предложением правительства Российской Федерации. Делаю это не потому, что знаю вас как успешного партийного руководителя…, а делаю по другим причинам: знаю, что вы способны организовать работу…» Президент Медведев, напутствуя Володина у себя в Горках, явно хочет подчеркнуть, что новая его работа не станет продолжением привычных для собеседника единороссовских занятий.
После чего премьер Путин, принимая новоназначенного начальника своего аппарата, с некоторым даже нажимом разъясняет ему под телекамеры, в чем именно эта новая работа будет состоять: «Началась активная работа по принятию… бюджета Российской Федерации. Что называется, вам и карты в руки. …Думаю, вы эту работу подхватите и доведете до логического завершения. Важно, чтобы она была закончена в срок…» На что Володин, с полным пониманием ситуации и со ссылками на свой богатый парламентский опыт именно в бюджетной сфере, обещает приложить все необходимые старания.
Подтекст этих собеседований достаточно ясен. А чтобы увидеть, насколько скрупулезно новый шеф аппарата будет удерживаться в рамках этой так торжественно провозглашенной повестки, понадобится время. Возможно, небольшое. Но в любом случае
можно предположить, что отношения премьер-министра с главным своим аппаратчиком станут чем-то похожи на отношения Виктора Черномырдина с Владимиром Бабичевым, многолетним руководителем аппарата правительства и главой исполкома прежней партии власти «Наш дом – Россия».
Конечно, сомнительно, что Володин станет столь же влиятельным, как Бабичев в хлопотливые 90-е. Тогдашний начальник аппарата был в Белом доме человеком № 2: на него были завязаны как хозяйственно-финансовые, так экстраординарные мероприятия премьера Черномырдина, в том числе выборно-партийные.
«Крепких хозяйственников» (вроде куратора «Роснефти» Сечина) и видных финансистов (вроде главы Минфина Алексея Кудрина) вокруг Путина достаточно и среди своих, «питерских». Для выборных же потребностей Владимиру Путину, видимо, нужен кто-то из числа людей, поднаторевших в деликатном деле организации правильного избирательного процесса.
И в этом смысле Володин, по поводу аппаратной «достаточности» которого могут быть вопросы, человек и в самом деле подходящий.